Лхаса тибет монастырь золотой дракон. Храмы лхасы

Лхаса (Ласа) — историческая столица Тибета, в настоящее время административный центр Тибетского Автономного Района Китайской Народной Республики. Лхаса является также традиционной резиденцией Далай-Ламы.

Буквально в переводе с тибетского «лхаса» означает «место богов». Город находится на высоте 3650 м, население около 200 тыс. человек.

По легендам, второй император Тибета Сонгцен Гампо (Srong-brtsan Sgam-po) сделал Лхасу своей столицей. Но документы того времени говорят, что столица Тибета тогда постоянно перемещалась. В центре города ещё тогда был построен монастырь Джоканг, который и сейчас является главным местом паломничества в Лхасе. Далай-лама V Лобсанг Гьяцо (Blo-bzang-rgya-mtsho) (1617—1682), подчинил Тибет и перенёс в Лхасу свой административный центр. Потом он начал строить дворец Потала, строительство было завершено через несколько лет после его смерти. С этого времени Лхаса стала полноценной политической столицей Тибета. Европейцы проникали во Лхасу редко. К 1951 половина города состояла из монахов, общее население было около 25 000 человек. Дополнительно около 15 тысяч человек населяло окрестные монастыри. К 2000 население выросло до 200 000.

Лхаса, Потала

Лхаса является сердцем и душой Тибета. На протяжении веков она служила обителью Далай Лам и притягивала бесчисленное множество паломников. До сих пор этот город остаётся загадкой, невзирая на всё более усиливающееся китайское влияние. С какой стороны вы не въезжали бы в этот город, первое что замечаешь - это Потала, гигантское бело-красное сооружение, напоминающее собой огромную крепостную стену, раскинувшуюся над всем городом. Именно вид этого сооружения повергал путников, входящих в священный город, в изумление, на протяжении более четырех веков. Бывшая резиденция Далай Ламы, она служит выражением надежды тибетцев на восстановление собственного правительства

Духовным же центром Лхасы является храм Джоканг, расположенный пару километров восточнее Поталы. Это самый древний, самый священный и наиболее посещаемый храм Тибета. Сюда, где в загадочной полутьме, окутанные дымами благовоний и масляных светильников, возвышаются величественные статуи золотых Будд, каждый день приходят тысячи людей.

Вокруг храма пролегает Баркхор, или маршрут паломничества, по которому следует двигаться по направлению часовой стрелки. Такой символический круговой обход совершают практически вокруг любого святого или важного для буддистов места. Идя по Баркхору вместе с тысячами паломников, кажется, что окунулся в средневековую атмосферу Тибета.

Находясь первые дни в Лхасе, можно испытать общее недомогание, бессонницу, одышку и головную боль, особенно, прилетев на самолёте, ведь высота города над уровнем моря 3600 метров. Катманду, находится более чем на 2000 метров ниже, поэтому содержание кислорода и атмосферное давление в Лхасу гораздо ниже. Очень важно не расслабляться, не впадать в депрессию, пить много жидкости, и вести активную акклиматизацию.

Одна из главных достопримечательностей Лхасы, достойная занять место среди чудес восточной архитектуры. Это огромное сооружение хорошо видно издалека из разных точек города и особенно хорошо - с вершины холма Чагпо Ри. В 1645 году началось строительство первой, нижней части Поталы - Белого Дворца (Потранг Карпо). Девятиэтажное сооружение было окончено 3 годами позже, а в 1649 году Пятый Далай Лама переходит из Дрепунга в свою новую резиденцию. Обстоятельства строительства верхнего Красного Дворца (Потранг Марпи), большего по размеру по сей день остаются предметом споров. Точно известно, что Пятый Далай Лама скончался в 1682 году, а факт его смерти скрывался до окончания строительства Красного Дворца в 1694 году, то есть в течение 12 лет. По некоторым данным, работа была начата регентом, правившим Тибетом с 1679 по 1703 год. По другим данным, Красный Дворец был задуман Пятым Далай Ламой как мавзолей, и к моменту его смерти работа уже шла полным ходом. В любом случае, о смерти Пятого Далай Ламы не было объявлено до тех пора его тело не поместили в только завершённом Красном Дворце.

Существует также несколько мнений относительно названия дворца. Наиболее вероятным объяснением считается то, что оно произошло от тибетского имени, принятого для обозначения Чистого Мира Авалокитешвары, так же известного, как Потала. Принимая во внимание тот факт, что и Сонгцен Гампо и Далай Ламы считаются земным воплощением Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания, это объяснение выглядит вполне приемлемым.

С момента постройки Потала служила домом каждого из последующих Далай Лам, хотя с тех пор, как в 18 веке был построен летний дворец в Норбулингке, она стала служить лишь зимней резиденцией. В Потале также располагалось Тибетское правительство, и со всеми капеллами, залами, философскими и религиозными школами, гробницами Далай Лам, дворец представлял собой отдельный мир.

Долгие годы после китайской оккупации дворец был закрыт для посещения, и лишь в 1980 году его вновь открыли. В 1985 году закончились реставрационные работы, на которые было затрачено около 4 миллионов долларов.

Джоканг , также известный среди тибетцев как Цуклаканг, является самым почитаемым религиозным сооружением в Тибете. Несмотря на то, что немного осталось от оригинальной постройки VII века, а большинство статуй, украшающих внутренний интерьер храма, созданы после Культурной Революции, Джоканг, переполненный верующими и окутанный тайнами, оставляет ни с чем не сравнимое впечатление.

Время основания Джоканга предположительно считается с 639 по 647 год. Сооружение храма было начато королём Сонгцэном Гампо, с целью разместить в нём изображение Будды Акшобьи, привезенное в Тибет его непальской женой принцессой Бирикути. В то же самое время был построен и храм Рамоче, предназначенный для другого изображения Будды, Джово Шакьямуни, привезенного китайской женой принцессой Венченг. Считается, что после смерти Сонгцена Гампо, Джово Шакьямуни был перенесен из Рамоче и спрятан в Джоканге принцессой Венченг ради безопасности статуи. С тех пор изображение так и осталось в Джоканге, и является наиболее почитаемым в Тибете изображением Будды. Кстати, слово «Джоканг» или «Джовоканг» означает на тибетском «капелла Джово».

На протяжении веков Джоканг претерпел множество изменений, однако, изначальная планировка - древняя и сильно отличается от остальных религиозных сооружений Тибета. Основное отличие заключается в расположении здания с запада на восток, в направлении Непала, якобы, в честь непальской принцессы Бирикути. Множество изменений были произведены в течение веков, когда Лхаса оставалась на второстепенной роли в тибетской истории, но, несомненно, самые глубокие изменения Джоканг претерпел в XVII веке во время правления Пятого Далай Ламы. В этот период Лхасе было возвращена её главенствующая роль, а Джоканг был существенно расширен. Только несколько резных колонн и арка главного входа остались такими, как их создали в VII веке неварские художники из долины Катманду.

Баркхор . Окружая Джоканг со всех сторон, проходит один самых священных для тибетцев путей паломничества, который они обходят, двигаясь в направлении часовой стрелки. Подобный вид паломничества называется кора. Кору совершают вокруг различных мест, отличающихся святостью или духовной силой.

Для западных путешественников может показаться очень странным тот факт, что в одном из самых святых для буддистов Тибета мест находится один из крупнейших базаров не только Лхасы, но и Тибета в целом.

Поток верующих тибетцев протекает сквозь бесконечный ряд торговых ларьков, при этом, находясь здесь, порой очень трудно разобраться, кто же пришёл сюда за покупками, а кто пришёл совершить кору. Во-первых, для тибетцев понятия духовной и мирской жизни не разделимы. Наверное, если спросить кого-либо из стариков, идущих по Баркхору с чётками в руках, религиозен ли он, то он даже не поймёт смысл вопроса. Во-вторых, большая часть товаров, продающихся и здесь, имеет самое прямое отношение к религии и культу. Здесь можно найти целую галактику всевозможных чёток, молитвенных колёс, благовоний, в основном используемых в качестве подношений, изображений Будд различного качества и размера, рисунков тангка и многое другое. Естественно, кроме этого можно увидеть и магазины, где продаются ювелирные изделия, посуда, шёлк и так далее.

В настоящее время в экономике большое значение приобрела индустрия туризма. Туристов привлекает уникальный дворец Потала, горы Гималаи и необычная природа. По официальным сведениям в 2004 Тибет посетило 1,1 миллионов туристов. Правительство Китая предполагает увеличение количества туристов к 2020 до 20 миллионов, значительное число туристов составят китайцы.

Загадочный Тибет, Таинственная Шамбала, Крыша Мира – каких только эпитетов не придумали путешественники и писатели, поэты и художники для Тибета.

ООО «Чайна Лайн» приглашает Вас в путешествие, которое поможет Вам отличить правду от фантазии и немного приблизиться к разгадкам тайн Тибета.

Свое путешествие мы начнем с Лхасы.

Город Лхаса расположен в Тибете, это столица Тибетского Автономного Региона. Имеет более чем 1300-летнюю историю. Издавна является политическим, культурным и религиозным центром Тибета.

Немного истории.

В 615 году н.э. Сонгцэн Гампо - тридцать третий царь Ярлунгской династии Тибета в 13-летнем возрасте взошел на трон. До сих пор тибетцы с трепетом и уважением произносят его имя. Он впервые в истории Тибета объединил разрозненные племена. Во время его правления в Тибет активно проникает и развивается Буддизм. Им проведено множество реформ: финансовая, налоговая, военная. Введена система уголовных наказаний. Страна разделена на 6 административных частей, которые имели центральное подчинение. В результате его правления тибетское государство стало мощной, сильной и стабильной структурой.

Тибетцы считают Сонгцэна Гампо воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары. (В настоящее время воплощением Авалокитешвары считается глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама XIV).

Ввиду укрепления мощи Тибетского государства во времена правления Сонгцэна Гампо, соседские государства поспешили породниться с ним, тем самым отведя угрозу войны от своего народа. Мы расскажем вам о двух женах короля: Китайской принцессе Вэн Чэнь и Непальской принцессе Бхрикути. Обе принцессы являются важными фигурами в истории Тибета. Именно под их влиянием Сонгцэн Гампо принимает буддизм и делает все возможное для развития этой религии на Тибете.

Слухи о красоте, обаянии, утонченных манерах и таланте китайской принцессы Вен Чень ходили не только среди Китая, но и в соседних государствах. Её руки добивались цари Персии и Индии. Но, благодаря мудрости своего советника, тибетский принц стал законным мужем принцессы. Итак, караван с молодой принцессой отбыл в Тибет. Поистине бесценные богатства везла с собой мудрая принцесса: не только золото и драгоценности, но семена злаковых, шелк, фарфор, книги, музыкальные инструменты, китайских ремесленников. И самый главный подарок - статую Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет - считается, что эта статуя была создана при жизни Будды Шакьямуни и освящена им. По древней легенде в самых труднопроходимых местах статуя Будды шла сама и часто в темные ночи освещала дорогу каравану.

Картина Николая Константиновича Рериха «Дары китайской принцессы». На одной из повозок мы видим установленную статую Будды:

Другая невеста тибетского принца Бхрикути Деви – дочь непальского царя Аншуриаруама – привезла в качестве приданого статую Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет.

Появление на Тибете двух уникальных статуй положило начало основанию города Лхасы (или Расы, как называют его тибетцы), что означает «святое место» - обители богов, и распространению и укреплению буддизма.

Для привезенных статуй тут же начали строится Храмы..

Для Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет построили храм Джокханг (639-647 гг..). Этот храм стал резиденцией непальской принцессы, фасад его был обращен в сторону Непала – на запад.

Для Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет был построен храм Рамоче. Строительством этого Храма руководила сама Вэнь Чень. Этот храм становится резиденцией Вэнь Чень и обращен на восток, в сторону Китая.

На многих танках Сонгцен Гампо изображается царем на троне. На его голове золотой или оранжевый тюрбан с головой Будды Амитабхи. В руках Колесо Закона и цветок лотоса – символ чистоты в Буддизме. С правой стороны - непальская жена Бхрикути, с левой стороны - китайская жена Вэнь Чень. В храме Джокханг среди многочисленных статуй Будд, мы можем увидеть и статуи легендарного принца и его жен.

Дворец Потала


В своей книге Его Святейшество Далай-лама XIV «Моя страна и мой народ» так описывает Поталу: "Говорят, это одно из самых больших зданий в мире. Даже если ты живешь там в течение многих лет, все секреты этого здания узнать невозможно. Оно полностью покрывает верхнюю часть холма. Это целый город." Слово «Потала» на санскрите означает "мистическая гора". В начале это было просто место для медитация на красной горе. И только в XVII веке Далай Лама Пятый существенно расширил масштабы Поталы.

Дворец расположен на высоте 3700 метров над уровнем моря, высота его составляет 115 метром, разделенных на 13 этажей. Месторасположение дворца считается самым высоким в мире. Общая площадь дворца более 130 000 кв.м. Точных данных о количестве комнат и залов во дворец нет. На сегодняшний день в Потале осталось несколько сот монахов, которые поддерживают работу всего комплекса. При беглом взгляде на Поталу, мы видим, что она поделена на красный и белый дворцы.

В залах белого дворца расположены жилые помещения Далай-лам, залы красного дворца предназначены для проведения культовых мероприятий, аудиенций. Здесь расположены пагоды-ступы нескольких поколений Далай-лам. В связи с большим количеством посетителей, местные власти приняли решение ограничить вход в Поталу. В настоящее время ежедневно принимают только по 2300 человек. Не забудьте взять паспорт – входим во Дворец только по личным документам.

Во многих помещениях и внутренних двориках дворца фотографировать категорически запрещено!




Храм Джокханг (Дом Господа)


Самый почитаемый Храм Тибета. Тысячи паломников посещают его ежедневно. В Храме хранится статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет. Эта статуя была привезена китайской принцессой Вэнь Чень и изначально располагалась в Храме Рамоче. Но в результате гонений и угроз была перенесена в храм Джокханг, где находится и по сей день. Статуя сделана в натуральную величину, 1,5 м высотой из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас статуя выглядит значительно полнее, так как постоянно покрывается новыми слоями золота. Паломники совершают так называемую «малую кору», простираясь вокруг храма Джоханг.


До 11.30 вход в храм для туристов запрещен. В это время храм могут войти только паломники. С крыши Храма открывается шикарный вид на Лхасу и Дворец Потала. Многие росписи и статуи, находящиеся в храме были созданы в XVIII и XIX веках.


На снимках верхняя площадка Храма.

Известная улица Бакхор окружает монастырь Джокханг. Это не только действующий красивейший рынок, но и место откуда начал рости город.24 часа в сутки по улице Баргхор вокруг храма Джоканг ходят паломники, совершающие простирания. Многие приезжают из других провинций, чтобы совершить обряд поклонения святому месту и несколько дней подряд проводят здесь в молитвах и простираниях.


Туристов в Тибете привлекает множество буддистских товаров. Здесь самый большой выбор. У вас будет замечательная возможность не спеша осмотреть все интересные вещи и купить незабываемый сувенир.

Храм Рамоче

Находится в северной части Лхасы. Был построен в середине VII века под руководством китайской принцессы Вэн Чень. Изначально был в китайском стиле, но в результате пожаров неоднократно перестраивался. Тепрь имеет черты типичного тибетского храма. В храме хранится позолоченная статуя Будды Шакьямуни в возрасте 8 лет. Подарок непальской принцессы. Храм является каноническим колледжем тибетской ветви Гелуг-па - «благой закон». С 16 века глава школы гелугпа стал носить титул Далай-ламы.

Монастырь Сэра

Монастырь Сэра – один из самых больших Лхасских монастырей – находится под горой Сэраузцы в северном предместье Лхасы. По одной версии название горы произошло от названия диких роз (по-тибетски «сэра»), растущих на горе. По другой версии «сэра» означает «град».

Монастрь Сэра был построен учеником Цзонкабы Шакья-еши. В 1419 году Шакья-еши приступил к строительству монастыря.

Первоначально были построены два помещения монашеских общин: Мецчжацан и Абачжацан. Позднее монастырь неоднократно расширялся. Сегодня он имеет павильон «Чокень», три общины: Мэйба, Цзеба и Аба, 30 низовых общин «канцунь». Хотя строился монастырь не по единому плану, но при его расширении соблюдался определенный порядок, так что в размещении строений ансамбля отсутствует хаотичность. Главному павильону «Чокень» отведено самое видное место, и не только потому, что он является самым большим строением монастыря, но и потому, что в нем сосредоточено монастырское правление. Павильон расположен в северо-восточной части ансамбля, имеет 4 этажа, перед входом разбита большая площадь, имеются зал для молитв и 5 помещений «лакан». Площадь павильона 2000 кв.м. Павильон предназначен, в частности, для поклонения Шакья-еши, чья статуя установлена здесь. В задней части павильона имеются три небольших зала святых, в зале, посвященном Будде Майтреи (Будда Цянма), на большой подставке у южной стены хранится экземпляр священного писания «Ганчжур». В зале лоханей, расположенном с западной стороны зала Майтреи, установлены глиняные скульптуры 16 лоханей. В фигурах этих лоханей явно просматривается скульптурный стиль минского периода, потому что трафареты для скульптур были привезены Шакья-еши из Китая. Балочные перекрытия павильона скреплены доугунами, кровля выполнена в традиционной форме крыш с изогнутыми кверху углами, на коньке крыши украшения: шкатулка с драгоценностями, жемчуг, священные птицы, с человеческим туловищем, буддистские стяги, фигурки мифических животных и пр.

В монастыре Сэра хранится множество ценных культурно-исторических памятников, самым ценным является издание священного писания «Ганчжура», каждый футляр которого снабжен деревянной обложкой, покрытой красным лаком с золотым тисненым орнаментом. Это издание имеет письменное сопровождение, автором которым является китайский император Юнлэ. Это издание – шедевр печатного ремесла.

Ежедневно по будням в 15-00 в монастыре устраиваются дебаты на религиозные темы. Эта традиция была положена еще Цзонкабой. Монахи изучают каноны ежедневно с раннего утра, а в 15-00 собираются на специально отведенной для этого площадке, чтобы экзаменовать друг друга. Разбиваются на группы в свободном порядке и задают товарищам вопросы, в ответах на которые уверены. Все это сопровождается яркими жестами: хлопки руками символизуруют вопрос. Молодые и взрослые монахи рьяно спорят на религиозные темы. Здесь можно фотографировать.


Ежегодно в праздник кислого молока в монастыре Сэра вывешивают гигантскую танку Будды Майтреи (Будды Будущего), когда в монастыре Дрэпунг вывешивают самую большую в мире танку Будды Шакьямуни (Будды Настоящего). Бесчисленное количество паломников стекается, чтобы в короткие часы экспонирования танки зарядится благословением, исходящим от священной танки. Интересно, что праздник кислого молока часто выпадает на август, сезон дождей, но когда вывешивается танка, облака всегда рассеиваются и в этот день никогда не бывает дождя.


Парк Норбулинка "Летний дворец" Далай Ламы


Парк по-тибетски называется «линка». Так называют места густой растительности – рощи и луга, которые встречаются в окрестностях Лхасы, Шикадзе и других городов. Летом на досуге тибетцы любят устраивать пикники «голинка»: разбивают палатки, кушают, танцуют, поют. Есть и специально оборудованные парки, среди которых самым известным является парк Норбулинка.

Парк Норбулинка находится в западном предместье Лхасы, в 2 километрах к западу от дворца Потала.

Парк Норбулинка – это летняя резиденция Далай Лам, он занимает территорию 3600 тысяч квадратных метров! Начало его строительства относится к середине 18-го века, позднее он неоднократно расширялся.

Как утверждают тибетские источники, на месте нынешнего парка Норбулинка когда-то был целебный источник. Далай Лама 7-й Гэсан Гялцо, отличавшийся слабым здоровьем, каждый год летом приезжал купаться в источнике. Так было положено начало строительству парка Норбулинка. Первым был построен дворец Лянтингун. Впоследствии, Далай Ламы еще не приступившие к своим управленческим обязанностям, стали временно жить в Норбулинке, проводя время в занятиях. Но и став главой духовенства и администрации Далай Ламы продолжали в летний сезон приезжать в Норбулинку. Так постепенно за парком Норбулинка утвердилось название «летнего дворца» Далай Лам.

Парк Норбулинка делится на три части: преддворцовую, дворцовую и лесопарковую. Всего насчитывается 400 сооружений, следуя изменениям в рельефе можно разделить на 5 групп. На левой стороне от главного входа расположена группа строений, среди которых главным является Гэсан-почжан, кроме того есть Уяо-почжан, Кансулсылун и другие. Кансулсылун – двухэтажный, фасадом обращенный к востоку терем, первым бросается в глаза посетителю. Здесь для Далай Лам давали театральные представления: места для зрителей находятся на втором этаже, а сценой служит площадка перед теремом. И в наши дни в праздник Ходоин (праздник кислого молока) здесь устраиваются театральные представления.

К северо-западу от Гэсан-почжан находится группа строений, главным из которых является Цоцзи-почжан (терем на воде). Здесь есть беседки над водой. Терема и дворцы. Главными сооружениями являются также Лукан (беседка Царя-дракона), Луканша (беседка Восточного царя-дракона), Суньцэн-почжан.

В западной части находится группа строений, главным сооружением которой является Цзиньсэ-почжан, кроме того есть Гэсандэцзи, Цюйминьцюецзэ и другие. Эта группа сооружений была построена при Далай Ламе 13-м.

К северу от Кансулсылун находятся павильон Шабудянлакан, помещение Гася и секретаря Далай Лам.

К северу от Цонцзи-почжан находится дворец Даданьминцзю-почжан (Новый дворец), окруженный высокой стеной и фасадом обращенный к югу. Этот дворец был построен в 1956 году. Внешний вид дворца отвечает традициям тибетского зодчества: двухэтажное строение под плоской крышей. Однако внутри имеются все современные устройства: кабинеты, приемные для посетителей, комнаты ожидания, комнаты отдыха, туалеты, ванные, спальни, молельный зал и молельные комнаты, комнаты для тантрических упражнений и медитаций и так далее. Оформление интерьера и мебель отличаются пышностью в тибетском духе и в то же время носят современный характер. Можно сказать, что этот дворец являет собой образец современного дворцового зодчества. В молельной комнате на 2-м этаже во всю западную стену нарисована фреска, знакомящая с историей Тибета (всего 301 фрагмент). Начинается она с эпизода происхождения человека от обезьяны.

Норбулинка – самый большой и самый высокорасположенный искусственный парк в мире, представляет собой крупный архитектурный ансамбль, где сочетаются воедино скульптура, садово-парковое искусство и зодчество, по праву считается сокровищницей знакомства с историей и культурой Тибета. Ныне в Норбулинке хранится 30 тысяч культурных памятников!

В парке есть зоопарк, где представлены разные экзотические животные, подаренные Далай Ламе. Здесь растет множество видов растений, привезенных Далай Ламе в качестве подарков из других стран. Это очень приятное место для прогулок, благодаря обилию кислорода здесь дышится особенно легко, а ощущение старины погружает в состояние благоговейного созерцания.

14 декабря 2001 года парк Норбулинка был внесен в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Ганден

Монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы в Тибете, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма, а также место паломничества. Ранее Ганден был одним из трех государственных монастырей. Название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтреи. Монастырь находится на высоте 4500 м.

Монастырь Ганден был оcнован в 1409 году учениками Цонкапы. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391–1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Позже Ганден, который был поделен на два колледжа - Шарце и Жангце - превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырех тысяч монахов. Монастырь был практически полностью разрушен в годы «культурной революции» (1966–1968), но потом был восстановлен. В монастыре сейчас более 200 монахов. Находясь в удалении от Лхасы, Ганден менее популярен среди туристов и паломников, чем Сера и Дрепунг, однако исторически именно в монастыре Ганден находились руководители администрации и политические лидеры школы гелуг.




Монастырь Дрэпунг

Монастырь находится в 8 км к западу от Лхасы на горе Гэньупэйцзы в западном предместье Лхасы. Это самый большой монастырь Тибета, занимает территорию в 200 тыс. кв. м., число лам и монахов в нем порой превышало 10 тыс. Это самый большой монастырь Тибета, служивший «альма-матер» для Далай Лам. Вместе с монастырями Сэра и Гандан он составляет знаменитую тройку больших монастырей Лхасы. Монастырь построен в 14 веке на пожертвования богатых семей и землевладельцев. Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов.

Территория монастыря занимает 200 тысяч квадратных метров, это фактически целый город строений, возведенных в разное время, между которыми пролегают улицы и переулки.

Монастырь Дрэпунг был построен учеником Цзонкабы (основателя буддистского направления гелугба) Цяньянцюнзе в 1416 году.

В монастырский ансамбль входят большой павильон Чокень, 4 монашеских общежития, 50 с лишним низовых организаций монахов «канцунь» и несколько сот стоявших еще ниже монашеских организаций «мицунь». Большой павильон Чокень назвается также Залом для чтения сутр. Это центр важных мероприятий. Он находится примерно в центре ансамбля, имеет длину 50 метров, в ширину 36 метров, высоту в 4 этажа, занимает площадь 4500 квадратных метров. Перед павильоном каменными плитами выложена обширная площадь размером 2000 квадратных метров. На 2-м этаже павильона во дворце Ганчжура выставлены два ценнейших издания Большого тибетского канона. Кроме того, выставленно издание «Ганчжура», выполненное золотыми чернилами в средние века.

Музей Тибета


Музей Тибета находится на юго-востоке парка Норбулинка. Это первый в Тибете музей, оснащенный современным оборудованием и занимающий огромную площадь в 53959 квадратных метров. Это колоссальный, богато убранный музей с ярко выраженным традиционно-архитектурным стилем Тибетского народа, живописно воспроизводит особенности современной архитектуры в гармонии с искусством.

В музее собрано огромное количество ценнейших экспонатов, среди которых особым внимание пользуются предметы культуры доисторического периода, издания на тибетском языке написанные вручную, древнейшие танки (иконы в тибетском стиле), музыкальные инструменты, культовые принадлежности, предметы прикладного искусства с ярко выраженным национальным колоритом, керамические изделия причудливых форм и так далее.

Здесь Вы познакомитесь с историей тибетского народа, уходящей в глубокие века с богатой и изящной культурой и искусством. Большинство из экспонатов уникальны, и их нигде больше не встретить.

Общий вид музея снаружи очень красив: ухоженные газоны, пышные деревья, везде приложена рука умельца. На территории музея есть площадка для проведения тибетских праздничных мероприятий, здесь также находятся салоны чисто тибетского национального стиля, магазины с сувенирами и предметами прикладного искусства, где Вы сможете выбрать тибетские ковры, танки (иконы), украшения из тибетских камней, в том числе из небесных жемчужин, коралла, бирюзы и многое другое.

Вход в музей бесплатный.

Янбанцзин (Янгбанджинский геотермальный район)

Находится в уезде Дамшунг. Лежит в высокогорном котловане. В Янбанцзине (Янгпачен) оборудованы баня и плавательный бассейн на высоте 4200 м. Вода источников излечивает от желудочной, почечной, кожной болезней, артрита, паралича конечностей и прочих недугов. Круглый год горячие источники подают на поверхность воду температурой 70 градусов, отчего над котлованом стоит пар. Прежние горы особенно грандиозным был фонтанирующий гейзер, достигающий в высоту не менее 100 метров, его клокотание было слышно за 5 км. На фоне снежного пика Нъэнчентангла и зеленых лугов бьющий белый столб воды и пара производил сильное впечатление. Теперь на его место стоит геотермальная электро станция.



Ягнбаджинский геотермальный район находится в уезде Дамшунг, у южного подножья горы Нъэнчентанглха в 90 км к северо-западу от города Лхаса. Рядом с ним проходит Цинхай-Тибетская автодорога и железная дорога.

Янгбаджинский геотермальный район является одним из крупных используемых геотермальных районов мира. В Китае этот район был первым районом хозяйственного использования геотермальной энергии. Годовое количество выделяемой энергии в Янгбаджинском районе равняется энергии 4.7 млн. тонн условного топлива. На подземном тепле работает Янгбаджинская геотермальная электростанция - самая мощная в Китае и Тибете. Еще до строительства Ямджоюмцоской насосной электростанции Янгбаджинская геотермальная электростанция снабжала Лхасу и окрестности электроэнергией. К концу 2000 года на Янгбаджинской элекростанции было смонтировано 8 энерговырабатывающих блоков мощностью 25 тысяч квт. 30% электроэнергии лхасской электросети вырабатывается здесь!




В недалеком будущем вода будет использоваться для отопления домов, обогревания теплиц и рыборазводящих прудов.

К востоку от Янгбаджинского геотермального района лежит самое большое в Китае и Тибете горячее озеро площадью 7300 кв метров. В селе Цюйцай области Нинчжун имеется группа кипучих источников, температура воды достигает 125,5 градуса. В 1998 году здесь был построен оздоровительный центр.



Источники Ягпанчен находятся в 2 часах езды от Лхасы, по пути на Священное озеро Нам-цхо. Мы рекомендуем планировать поездку на озеро с ночевкой в конце тура по Тибету (из соображений акклиматизации в первую очередь), и после ночевки на озере по пути обратно в Лхасу делать остановку на горячих источниках. Все думают, искупаемся и поедем, но поверьте, Вам не захочется покидать бассейн. После тяжелого физически путешествия по Тибету, окунуться в расслабляющую горячую ванну, под открытым небом, под тибетскую музыку, с видом на ледники могущественных северных гор Неньчинтангула.

Вход в источники 30 юаней, еще 98 юаней стоит купание в бассейнах. Сейчас под открытым небом работает уже два бассейна! Людей здесь не много. Местные предпочитают купаться зимой, когда они свободны от домашних и рабочих дел. Кроме того, считается, что в холодное время года концентрация полезных веществ в воде источника максимально высока.

На источниках есть отель, укомплектованный «примерно» под три звезды, то есть отель без звезд, но вполне сносный. Есть ресторан китайской кухни. Мини-бар у бассейнов. Недалеко от источника есть тибетские буддистские монастыри: монастырь Янгпачен, монастырь Цурпху и другие.

Священное озеро Нам-цхо (Наму-цхо)


Озеро Нам-цхо одно из четырех священных озер Тибета. Ежегодно устраиваются ритуалы поклонения озеру, на которые стекаются многочисленные верующие из Тибета, Цинхая, Ганьсу, Сычуани и Юньнани. В год овцы по тибетскому календарю во время праздника поклонения озерам, паломники со всех сторон приходят к озеру Нам-цхо и пешком обходят его. На эту церемонию уходит 20-30 дней.



Озеро Нам-цхо – одно из двух самых больших озер Тибета, самое высокогорное из крупных озер мира, которое находится на высоте 4718 метров над уровнем моря. По-тибетски «Наму-цхо» означает «Небесное озеро». Самое большое минерализованное озеро в Тибете. Протяженность его с востока на запад 72 км, ширина озера с севера на юг достигает 30 км, общая площадь 1940 кв км. Озеро находится в горном районе в 60 км от северо-западной части города Дамшунг на границе с районом Нагчу. Это третье по величине озеро в Китае.


Озеро Нам-цхо питается за счет таящих снегов и льда красивейшего хребта Нъэнчентангла. В окрестностях озера раскинулись луга с сочной травой – лучшие в Северном Тибете природные пастбища. Здесь водятся многочисленные виды диких животных, в том числе редкие виды. В середине озера есть 5 небольших островов, кроме того имеется 5 полуостровов. Самым большим является полуостров Джаси площадью 10 квадратных километров.

На полуострове есть монастырь Джаси, карстовые гроты, каменная роща, «мост» карстового происхождения, наскальные рисунки и другие достопримечательности.


Монастырь Цзурпу

Монастырь Чубу (Цзурпу) находится к северо-западу от Лхасы, в верхнем течении реки Чубу, в 70 километрах от Лхасы, на высоте 4300 метров над уровнем моря.

Монастырь Чубу был возведен 80-летним Дусученбой в 1187 году! В 1147 году в местечке Карма Дусученба построил монастыь, его назвали «кармапа»,отсюда и пошло название религиозного направления Карма Кагью. Дусученба был основателем порядка наследования титулов Живых Будд перевоплощенцами, он скончался в 1193 году, в возрасте 84 лет. Кармабаси, титулованный лама течения Карма Кагью, перед смертью сделал завещание, в котором требовал, чтобы члены его религиозного течения непременно нашли мальчика, в которого перевоплотится он сам, и сделали его своим наследником. Приверженцы Кармабаси строго выполнили завещания ламы и нашли подходящего по описанию мальчика-первоплощенца. Так был заложен порядок наследования духовных титулов путем реинкарнации, он сохраняется и до сих пор.

В монастырский ансамбль входят молельный зал, павильон со статуями святых, павильон по охране закона, резиденция титулованных будд и помещения для лам и монахов, площадка для чтения канонов. В монастыре насчитывается 300 монахов. Самым важным памятником в монастыре Чубу является стела с надписью на древнетибетском письме, водруженная в первой половине 9 века перед главным павильоном монастыря, она представляет собой большую ценность для изучения религии, истории, политики и экономики во времена царства Туфань. Высота ее 2,5 метра, ширина 0,5 метра.

Ежегодно в канун нового года по тибетскому календарю в монастыре Цурпху (Чубу) проходит большой праздник. Ритуальные танцы в честь Махакалы - Защитника Дхармы (Учения Будды). Танцы начинаются утром, как только встает солнце, обогревая холодную тибетскую землю.

Монастырь Цурпху - не часто посещаемое место среди туристов в Тибете. А зря. Здесь часто проводятся религиозные праздники и открытые службы, на которых можно присутствовать.

Река Лхаса (Гьи-чу)

Длина реки 450 км, площадь бассейна 26 000 кв.км. Берет начало на юго-восточных склонах хребта Ньенченг –Тангла на высоте более 5 000 м, является левым притоком реки Ялунцангпо (Брахмапутры). В июле тибетцы празднуют праздник Омовения или Праздник золотой звезды. Он традиционно проводится в Лхасе, начиная с 27 дня седьмого лунного месяца, и длится одну неделю. В это время почитаемая как священная планета Венера появляется на небосводе и своим светом очищает воды рек и озер. Считается, что вода в этот праздник может излечить от болезней, смыть с человека накопившиеся страсти, зло и жадность. В этот день тибетцы совершают купания и омовения в водоемах.

Королевская гора лекарств и гора медицинского Будды

Когда-то здесь находился институт тибетской медицины, именуемый «королевским храмом лекарств», поэтому эта гора и носит такое название. По-тибетски это место называют лайбочжи, что переводится как «горный угол». Это место находтся к Западу от Дворца Потала, на высоте 3700 м. Над уровнем моря. Самое хорошее место для съемок Дворца. С восточной стороны горы находится старинный, необычного вида пещерный храм, внутри которого стоят статуи Сронцзангампо, принцесс Вэнчэн и Тшисунг, а также верных им чиновников – Тонбми-Санподжа и Лудунцзань. За горой находится известная Лхасская стена 10 тысяч Будд. А вокруг проживают ремесленники, вырезающие на камнях ритуальные надписи.

Храм богатства

Небольшой по площади храм богатства привлекает множество паломников. Здесь тибетцы приносят в жертву Божеству Богатства масло яка, тибетскую ячменную водку и шарфы Хадак. Просят божество о достатке в доме, об успехе в делах и т.д. С крыши храма открывается красивый вид на Лхасу.


Пещерно-монастырский комплекс Драк Йерпа

Уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Драк Йерпа, находится в 35 км от Лхасы на высоте 4885 метров над уровнем моря. Монастырь Драк Йерпа был основан в 12 веке, на месте пещерного комплекса, сохранившегося и поныне.


Именно здесь в свое время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета - Гуру Ринпоче (Падмасамбава) и Атиша, сюда же удалялся для медитаций самый значимый царь Тибета - Сронгзенгампо. Здесь в пещерах Драй Йерпы царю в медитации пришло видение, что он должен будет на горных козлах везти землю из Драк Йерпы в Лхасу, чтобы засыпать болото и основать на его месте храм Джоканг. Сронцзангампо так и сделал, в память об этом в в той пещере, где состоялось видение, на полу изображены капли козлиного молока.


Монастырь Драк Йерпа был летней резиденцией тантрического колледжа Гъюто. Драк Йерпа частично пострадал во времена культурной революции, но основные павильоны сохранились. В настоящее время здесь постоянно проживает около 15-ти монахов. Для буддистов это одно из самых святых мест паломничества.
Драк Йерпу называют «воротником» (тем самым подчеркивается его высокое положение) среди гелугпинских монастырей Тибета, почитающих культ Будды Майтреи. Это один из трех важнейших монастырей, где установлены самые ценные статуи Будды Будущего (Драк Йерпа, Дрэпунг, Ташилумпо). Поэтому очень важно посещать Драк Йерпу, если Вы хотите совершить паломничество по местам силы Тибета и помолиться за скорейший приход Будды Майтреи.
Майтрея, «Любящий», Аджита, «Непобедимый», - такие имена даны ему верующими. Буддисты верят, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного просветления и будет учить чистой Дхарме. Культ Будды Майтреи имеет древнюю традицию и особенно развит в Центральной Азии и Гималаях, где в Его честь сооружено множество статуй, которые воздвигались уже за 350 лет до н. э. Будда Майтрея сейчас пребывает на Небесах Тушита в ожидании, пока не настанет время, благоприятное для Спасения.
Явление Майтреи совпадёт со становлением новой школы, превосходящей учение Будды Гаутамы. Предсказано, что Майтрея достигнет просветления за семь дней благодаря подготовке в течение многих его жизней. Приход Майтреи характеризуется следующим природным явлением: океаны уменьшатся в размерах, чтобы Майтрея мог их без труда пересекать. Кроме того, людям откроется истинная Дхарма, чтобы можно было создать новый мир. Среди явлений, должных предвещать появление последнего Будды, перечисляются также: прекращение смерти, войн, голода, болезней и вход в новое общество терпимости и любви.
Имя Будда Майтрея означает «Тот, кто есть любовь». Майтрейя является Буддой будущего мирового периода. Его учение – это путь безграничной любви и сострадания.
Посетив пещерный комплекс Драк Йерпа непременно поднимитесь в главный храмовый павильон, чтобы увидеть одну из трех важнейших тибетских статуй Будды Майтреи. Помолившись у подножия, Вы можете трижды пройти кору вокруг статуи (обход по часовой стрелке), задержитесь за статуей, это очень сильное место в монастыре! После коры Вы можете подняться на второй этаж павильона, чтобы рассмотреть статую сверху.

История храма связана с самыми легендарными личностями истории Тибета. Она восходит ко времени правления 33-го царя Тибета, основателя тибетской империи, хранителя веры – дхармараджи Сонцзэн Гампо (620–649). В 631 г. он перенес столицу в Лхасу и построил Белый дворец на вершине Красной горы Марпори. Затем он женился на непальской и китайской принцессах, которые привезли с собой в качестве приданого изваяния Будды: китайская принцесса Вэнь Чэн – Шакьямуни Джо, непальская принцесса Брикхути – Акшобхья Ваджры.

Храм Джокхан, где на протяжении 13 веков хранилась знаменитая статуя, неоднократно разрушался и восстанавливался. Грандиозные разрушения он претерпел во время монгольского нашествия и культурной революции. Основатель школы Гелукпа Цзонхава изготовил для статуи корону из чистого золота, а для Акшобхья Ваджры – из чистого серебра.

Исполняющая желания драгоценность

Почему же так ценится это изваяние Будды Шакьямуни в Тибете – стране, где имеется, возможно, самое большое количество буддийских статуй в мире?

Дело в том, что тибетцы свято верят, что этот образ Будды Шакьямуни сделан при жизни Просветленного. Считается, что Будда лично освятил статую. Безграничная вера тибетцев превратила ее из обычного объекта в божественный, и когда они ее видят, то считают, что перед ними находится сам Будда. Они называют статую «Драгоценным Господином Буддой» и «Драгоценностью, исполняющей желания». Считается, что одно только лицезрение статуи трансформирует энергию человека в позитивную, то есть происходит «освобождение через видение».

Как гласит предание, это изображение Будды изготовил небесный скульптор Вишвакарман под руководством повелителя богов Индры из десяти драгоценностей мира богов и людей. Впоследствии они были переплавлены, и статую отлили в настоящую форму.

Долгое время она находилась в «обители богов», потом в Уддияне, а затем в Индии – Магадхе. Царь Магадхи подарил ее китайскому императору Тайцзуну, после чего она в качестве приданого китайской принцессы попала в Тибет.

Статуя Будды Шакьямуни

Приложиться головой к ноге статуи

По тибетскому поверью, таких изображений Будды всего два. Второе находится в месте рождения Будды – Бодхгайе. Статуя представляет собой высочайший образец буддийского искусства. А вообще изображений Будды, создание которых буддийская традиция приписывает временам Будды, всего несколько в мире. Одним из таких изображений, возможно, является статуя Сандалового Будды, находящаяся в Эгитуйском дацане Республики Бурятия.

Джово Шакьямуни находится в восточной стороне храма в специально отведенном для него святилище, представляющем собой небольшую комнату приблизительно 5 на 5 м. Статуя установлена посредине комнаты на возвышении, к которому ведут несколько ступенек.

В настоящее время она обычно закрыта железной цепной решеткой, через которую паломники могут приложиться головой к ее ноге. Иногда решетку убирают, и несколько раз я видела ее без всякого ограждения.

579 кг чистого золота

Статуя Джо отлита из сплава золота, серебра, бронзы и олова, больше человеческого роста и изображает Будду Шакьямуни в возрасте 12-ти лет, сидящего в позе ваджры (общая высота 1,5 м). В ней содержится 579 кг чистого золота, и по традиции ее называют золотой.

Правая рука Джо лежит на колене в жесте прикосновения к земле, левая – в жесте медитации. Рук не видно, потому что тело покрыто мантией из желтого китайского шелка. Статую отличают роскошные украшения. Индийская прическа волос закрыта короной из кованого золота со вставленными драгоценностями – бриллиантами, рубинами, сапфирами и полудрагоценными камнями, среди которых преобладают кораллы и бирюза.

В зубцы короны инкрустированы изображения божеств. На груди – ожерелье в виде пластрона с большим количеством бирюзы и кораллов и большой белой раковиной с завитком по направлению часовой стрелки. По свидетельству бурятского ученого Г. Цыбикова, раньше на шее висели крупные четки, принадлежавшие китайскому императору минской династии, сейчас четок нет. В руке Будды – чаша. Перед ним на особой подставке – другая большая чаша, на которую поставлена ступа в виде пирамиды с уступами с насыпанными на нее зернами ячменя. На подставке также стоят несколько лампад, в которые паломники непрерывно добавляют принесенное с собой масло.

Восторг и слезы тибетцев

Храм построен в центре старого города Лхасы. Здание небольшое, внешне 2-этажного вида, на самом деле в нем с учетом поверхности крыши – 4 этажа. Общая площадь построек составляет 25 100 кв. м.

Раньше некоторые департаменты тибетского правительства Кашаг располагались в храме. Ежегодно с 5-го по 26-е число первого месяца по тибетскому календарю представители всех монастырей Тибета собираются в Джокханге для проведения религиозного праздника Монлам. В старом Тибете во время Монлама управление Лхасой передавалось монахам монастыря Дрепунг.

В храме сохранены многочисленные бесценные артефакты: более 300 буддийских статуй, фресок общей площадью более 2 600 кв. м., а также огромное количество рукописей, ксилографов, мемориальных досок, стел, танка, ритуальных и музыкальных предметов.

Джокханг, пожалуй, единственный храм Тибета, в котором в любое время сосредоточено огромное количество народа, царит необычайное религиозное воодушевление. Особенно поражает небывалый восторг тибетцев при виде Джово Шакьямуни. Многие плачут, каждый пытается задержаться у статуи и сделать как можно больше простираний, что очень нелегко при большом скоплении народа и давке в очереди.


Тибетолог-монголовед Елена Дамдинова

Достопримечательности храма Джокханг

В храме находится более 30-ти комнат-святилищ. Главной статуей храма, как мы уже говорили, является Будда Шакьямуни Джо. Возможно, второй по своей значимости является 5-составной, 11-ликий и 1 000-рукий Авалокитешвара , который находится в середине северной стены.

По одному из преданий, эта статуя чудесным образом появилась во времена царствования Сонцзэн Гампо. По другому – была слеплена из смеси разных благовонных трав по приказу царя. Кроме того, считается, что внутрь ее помещено сандаловое изображение того же Авалокитешкары, привезенное из Индии.

Существует еще одно предание: сам царь вместе со своими женами, непальской и китайской принцессами, слились с этой статуей в момент смерти. Именно поэтому ее и называют 5-составной, так как она состоит из главной статуи, сандаловой, царя Сонцзэн Гампо и двух его жен. Говорят, что настоящее изображение 5-составного Авалокитешвары было утрачено в период культурной революции, а находящееся в храме сейчас – копия, сделанная в недавнее время. Документами, подтверждающими это или обратное, мы, к сожалению, не располагаем.

Далее через одну комнату в углу на антресолях находится большая статуя реформатора буддизма Цзонхавы . Существует множество легенд по поводу ее происхождения. По одной из них, она была сделана по приказанию царя Сонцзэн Гампо, который предвидел появление на свет великого ламы.

Говорят, что Цзонхава, увидев изваяние, признал в нем самого себя и сообщил об этом посторонним. Те, увидев поразительное сходство, воздали почести, как самому ламе, так и его изображению.

На втором этаже, прямо над главным входом, находится большое помещение, в котором расположены очень чтимые большие статуи царя Сонцзэн Гампо , китайской принцессы Вэнь Чэн и непальской принцессы Брикхути.

Если проследовать по внутренней лестнице на третий этаж, то попадаешь в святилище богини Палден Лхамо , которая считается главным защитником Тибета, особенно среди приверженцев школы Гелукпа. Богиня также особо почитается женщинами. В комнате находятся две статуи богини: справа – в мирной ипостаси, слева – в гневной. В гневной ипостаси богиня держит меч, лицо ее закрыто тканью. Богине преподносят «сэржэм» – ячменное вино или водку.

Внешний и внутренний обход храма

На открытой площадке четвертого этажа, или крыше храма, находятся четыре симметричных золотых павильона, украшенных ступами, бугорками, золотыми колокольчиками, отлитыми в виде божеств и животных. Над воротами храма находятся золотые священные лани и колесо учения, слева и справа установлены символы процветания буддизма – золотые гьялцены, напоминающие большие колокола. С крыши храма открывается прекрасный вид на главную площадь, город и дворец Потала.

Поклонение храму заканчивается его внутренним и внешним обходом. Внутренний обход (Нангкхор) проходит под навесом, где по периметру всего здания расположены молитвенные барабаны. Стены вокруг храма расписаны с обеих сторон картинами, изображающими 108 историй из многочисленных рождений Будды.

Внешний обход (Бакхор) проходит по одноименной и многолюдной улице Лхасы, на которой с обеих сторон расположены многочисленные лавки, торгующие различными товарами религиозного предназначения. Целый день по ней движется толпа людей, особенно в утренние и вечерние часы. Люди быстро идут по улице в направлении солнца, перебирают четки, крутят молитвенные барабанчики, начитывают мантры. Немало паломников совершает обход, простираясь по земле.

Храм Джокхан и улица Бакхор – поистине сердце Тибета, где воочию чувствуешь его живое биение.

Материал из Энциклопедия буддизма

Джоканг

Монастырь Джоканг ("Дом Господа") является самым священным местом Тибета, ежедневно привлекающим толпы простирающихся тибетских паломников и любопытных туристов. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, а также все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы. Джоканг - самый древний и знаменитый буддийский храм-монастырь в столице Тибета - Лхасе, имеющий 1,5 -тысячелетнюю историю. Сейчас он принадлежит традиции Гелуг .

Согласно легенде, принцесса Бхрикути подбирала место для строительства храма с помощью геомантии (фэншуй). Но все построенные ею http://allcastle.info/temple " >храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились к царю Вэнь Чэн за помощью. Тот сказал, что храм следует построить в центре озера, где обитала демоница. Но сначала, чтобы обезвредить демоницу и пригвоздить ее к земле, необходимо заполнить и выровнять озеро почвой гор, привезенной с помощью тысячи коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг ("ра"- коза, "са" - земля), чтобы увековечить память тех коз.

Правдива ли эта легенда или нет, но http://allcastle.info/monastery " >монастырь принес буддизм в Тибет и стал неотъемлемой частью тибетской истории и культуры. Вокруг него вырос город Ра-Са, с течением времени известный как Лхаса, святая земля.

История

Джоканг был построен предположительно в 639 - 647 гг. н.э. первым правителем - дхармараджей Тибетской империи - Сронцзангамбо для небольшой бронзовой статуи Джово Микьо Дордже , изображающей Будду Шакьямуни в возрасте 8 лет. Статуя была привезена в Тибет в качестве приданого непальской принцессой Бхрикути, ставшей женой тибетского царя. Джоканг был резиденцией непальской принцессы. Фасадом он был обращен на запад - в сторону Непала, чтобы принцесса, вспоминая родной дом, могла смотреть в его строну.
Одновременно был построен храм Рамоче для статуи Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет, называемой Джово Шакьямуни , или Джово Ринпоче ("Драгоценный Господин"), привезенной китайской женой Вань-чен.


Рамоче (Малый Джоканг) был резиденцией этой китайской принцессы. Он строился воротами на восток, обращенным в сторону Китая, в честь прибытия в Тибет китайской невесты царя. Браки с принцессами Непала и китайской империи Тан скрепляли дипломатические отношения этих стран и Тибета.

Предположительно после смерти Сонгцэнгампо китайская принцесса, из-за военной угрозы со стороны империи Тан, спрятала статую Джово Шакьямуни в секретной комнате храма Джоканг. Впоследствии статую открыла и поместила в центральной алтарной комнате принцесса Джинченг около 710 г. Эта статуя остается в Джоканге по сей день, являясь самой почитаемой статуей Будды во всем Тибете.
Джово Шакьямуни - древнейшая и единственная в своем роде статуя. Считается, что она создана при жизни Будды Шакьямуни и была освящена им самим.
Статуя сделана в натуральную величину, 1, 5 метра высотой, из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. Сейчас она выглядит полнее, чем изначальный образ 12-летнего Шакьямуни, потому что статую время от времени покрывают новыми слоями золота.
По преданиям, она появилась в Капилавасту во время юности Будды и, впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи. В письменных источниках она начинает упоминаться, начиная со времен правления тибетского царя Сонгцэнгампо, когда китайская принцесса привезла Джово Ринпоче в Тибет в качестве приданого.
Панкратов, Борис Иванович на обсуждении книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) прокомментировал: "В Лхасе известны два храма, построенных царем Сронцзангампо, в главном из них - "Чудесного сияния" - была поставлена статуя, приподнесенная непальской принцессой. В XV веке ее убрали, заменили китайской. Позже храм пришел в запустение, там поселились нищие. Замечательный ученый XV века Цонкапа в 1408 уже пользовался уважением и свое утверждение начал с реформ обрядовой стороны буддизма. Он изгнал нищих из храма: велел за городом приготовить обед на всех, когда все ушли туда, запер храм. В 1409 он ввел новшество: позолотил обе статуи, надел на них короны, мантии, украсил драгоценностями. Обе статуи, выделенные Цонкапой, стали пользоваться особым почитанием".
Путешественники, прибывшие в Лхасу, первым делом посещают Джоканг. Он расположен в центре Лхасы, до него легко добраться пешком. Храм открыт для туристов с 9.00 до 20.00. С открытой крыши монастыря открывается прекрасный вид на Лхасу и дворец Потала.
Паломники совершают его ритуальный обход (кора) Джоканга, а затем направляются в главный зал храма к древней статуе.
Сегодня площадь храмово-монастырского комплекса составляет 25 тысяч кв.м. Основные постройки VII века были реконструированы в XVII веке во время правления Далай-ламы V.
Большинство росписей и статуй, которые сейчас можно увидеть в храме, были созданы в XVIII и XIX веках.

В Джоканге находятся знаменитые изваяния Авалокитешвары , Падмасамхавы , принесшего в Тибет тантрический буддизм. В этом же храме расположены три статуи - Царя Сронцзангамбо и двух его знаменитых жен, Вэнь-чен и Бхрикути, которые способствовали проникновению буддизма в Страну Снегов.
На стенах главного храма есть множество самопроявленных изображений, которые покрываются золотом.
Здесь также хранится большая коллекция металлических статуй (порядка 800), а также тысячи тханок (свитковая живопись). Однако все они не выставлены на всеобщее обозрение, а находятся вдали от глаз посетителей, в надежно охраняемых хранилищах комплекса. Многие из них сделаны в Северной Индии (Кашмире), Тибете и Китае, и являются древними и редкими, датируются VII-IX вв. и представляют огромную историческую ценность.
В настоящее время Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Среди тибетцев Джоканг часто именуют Цуглакханг, теперь это имя носит храм и резиденция Его Святейшества Далай ламы XIV в г. Дхарамсала (Индия).

Как добраться, контакты

Адрес: Тибет,Barkhor Street, Chengguan District

Телефон: +(86 891) 632 31 29

Монастырь Джоканг открыт с 11.30 до 17.30 (с 8.00 до 11.30 монастырь открыт только для верующих).

Литература

Обсуждение книги Л.Н. Гумилева "Старобурятская живопись" в Музее антропологии и этнографии (МАЭ) Ленинградhttp://gumilevica.kulichki.net/matter/Article23.htm " target="_self" > здесь

Тибет находится на юго-западной окраине Китая и занимает площадь 1200000 кв.км. В Китае Тибет именуется как ТАР (Тибетский автономный район). Административный центр Тибета - город Лхаса, который в последние годы бурно развивается и заселяется китайцами. В переводе "лхаса" - "святое место". Город расположен на высоте 3660 м над уровнем моря.

Высокогорное положение обусловило суровые климатические условия и большую разницу температур днем и ночью. Но благодаря сильной инсоляции зимой в Тибете вовсе не так уж холодно, средняя годовая температура в Южном Тибете +8 С, в северных районах -1-2 С, в центральных районах зимой почти не бывает суровых морозов, а летом редко случается сильная жара. Наилучшим сезоном для путешествий является время с марта по октябрь.

Тибет отделен от внешнего мира самыми высокими горными хребтами. Поэтому как только Вы пересечете границу, Вы сразу поймете, почему эту страну называют "Крышей Мира". Весь Ваш путь по Тибету будет пролегать на высоте 4500-5000 м. На такой высоте близость к небу становится реальной и ощутимой.

Тибет - самое таинственное место на земле. Долгое время Тибет был закрытой страной, и попасть туда было почти невозможно. Лишь с 1974 г. эта территория была открыта для посещения иностранцами. И хотя страна кажется пустынной, Вы встретите непрерывный поток тибетцев, посещающих храмы. В Тибете находится более 2000 храмов и монастырей - уникальная сокровищница культуры и традиций Востока.

Вы увидите здесь больше сокровищ, чем в любой другой стране мира! Вы никогда не забудете тибетские песни, глаза тибетцев полные любви и доброжелательности, поскольку это - единственное место в мире, где Вы встретите неподдельную улыбку.

Мировую известность Тибету принесли многочисленные храмы и монастыри, где до сих пор проводятся торжественные ритуалы и церемонии.

Фотогалерея