Что является предпосылкой обучения грамоте. Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте

дипломная работа

1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Установлено, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом . Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа. Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы - по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения. Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка. Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс .

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи, к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте. Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этими вопросами, единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представление о звуковом составе языка (слов) и уметь анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте - важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития предпосылок обучения грамоте старших дошкольников. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки .

Таким образом, необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника, а именно сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа, формируются к концу старшего дошкольного возраста у детей без нарушений речи. К концу старшего дошкольного возрастного периода ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, владеет связной речью на основе постоянного обогащения словарного запаса и систематической работы над грамматическим строем языка.

Методика обучения письму глухих детей

2.1 Современный метод обучения грамоте в школе глухих (подготовительный класс) Задачей этого раздела является формирование у глухих учащихся первоначальных умений чтения и письма, то есть, по существу, речь идёт об овладении письменной речью...

Обучение русскому языку в начальной школе

Задание 1. Составьте библиографический список по проблеме «Актуальные вопросы методики обучения грамоте» 1. Андрианова Т.М. Методические рекомендации по работе с букварём. - М., 2002. 2. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если.....

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека...

Средства наглядности делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую. Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки...

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте

Анализ проведенного исследования показал следующее. По результатам наблюдения за детьми во время урока было выявлено следующее. Тема урока - «Разделительный Ъ»...

Проблемы развивающей работы с детьми дошкольного возраста

Постепенно основным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта...

Речь как деятельность. Её функции и виды

Обучение чтению и письму. Выбор способа овладения грамотой определяется соотношением между устной и письменной речью...

Речь как деятельность. Её функции и виды

речь обучение нарушение интеллект Современная методика и организация обучения грамоте комплексны: на материале букваря и системы средств обучения происходит нравственное и эстетическое воспитание и развитие учащихся...

Роль дидактической игры в период обучения грамоте

Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный...

Устранение нарушений фонетико-фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Коммуникация - это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность. Л.С. Выготский отмечал...

Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи

1.1 Предпосылки обучения грамоте при нормальном развитии

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Установлено, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом . Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа. Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы – по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как "а", они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное "о", то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения. Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка. Усвоение ребенком грамматики выражается и в овладении составом речи. В старшем дошкольном возрасте относительно небольшое число детей справляются с задачей вычленения отдельных слов из предложения. Это умение формируется медленно, но применение специальных приемов обучения помогает значительно продвинуть этот процесс .

К началу школьного возраста ребенок уже в такой мере овладевает сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, что усваиваемый язык становится для него действительно родным.

Что касается развития звуковой стороны речи, к концу дошкольного возраста ребенок правильно слышит каждую фонему языка, не смешивает ее с другими фонемами, овладевает их произношением. Однако этого еще не достаточно для перехода к обучению грамоте. Почти все психологи и методисты, занимавшиеся этими вопросами, единодушно подчеркивают, что для этого очень важно иметь четкое представление о звуковом составе языка (слов) и уметь анализировать его. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Обучение грамоте – важнейший этап развития осознания звуковой стороны языка.

В дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.

Психологи (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методисты (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) выделяют следующие особенности развития предпосылок обучения грамоте старших дошкольников. Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении. Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним. У детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки .

Таким образом, необходимые предпосылки для обучения грамоте дошкольника, а именно сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа, формируются к концу старшего дошкольного возраста у детей без нарушений речи. К концу старшего дошкольного возрастного периода ребенок достигает довольно высокого уровня развития речи. Он правильно произносит все звуки, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, владеет связной речью на основе постоянного обогащения словарного запаса и систематической работы над грамматическим строем языка.

Наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. В ходе кружковой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги, ткани, проволоки, бросового материала. Например, в ходе работы с бумагой...

Вне школы - с другой. Специалист по социальной работе осуществляет свою деятельность в соответствии с определёнными этапами. Выделяют следующие этапы технологии социальной работы с умственно отсталыми детьми. 1. Выявление детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Целью этого этапа является формирование базы данных для проведения адресной работы. Информация о таких детях может поступать...

Страница 1

Изучению чтения и письма, подготовке детей к овладению грамотой посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований. Анализируя данные вопросы с позиций разных наук, ученые выделяют необходимые для овладения письменной речью психофизиологические компоненты, являющиеся «предпосылками усвоения письма» (Р.Е. Левина, 1961; И.Н. Садовникова, 1995; Е.А. Логинова, 2004; Е.Н. Российская, 2005), «предпосылками к возможности начать обучение детей грамоте» (Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, 1962), «предпосылками к освоению школьных навыков» (Д.Н. Исаев, 2003) и т.п.

Так для нормального протекания процессов чтения и письма необходима сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их координированная работа (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.); хорошее состояние зрительных и моторных функций (Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева и др.); осознание собственной речи и овладение ею (Л.С. Выготский, К.Д.Ушинский, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Р.И. Лалаева и др.); достаточный уровень сформированности внимания, памяти, мышления, различных мыслительных операций (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Л.И. Айдарова, Н.Н. Алгазина, И.В. Прищепова и др.), эмоционально-личностная зрелость ребенка (Л.С. Выготский, В.В. Холмовская, И.А. Домашенко, В.С. Мухина, М.И. Лисина и др.).

Перечисленные психофизиологические компоненты являются необходимыми предпосылками готовности к овладению письменной речью, а сбой в их формировании может послужить причиной возникновения трудностей в овладении чтением и письмом .

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма .

Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений .

Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов. В нем должны быть представлены все основные часть речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова.

У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

А.Н. Гвоздев характеризует дошкольный период (от трех до семи лет) как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений . В этот период происходит разграничение ранее смешавшихся однозначных морфологических элементов по отдельным типам склонений и спряжений. В то же время в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.

Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении всей его морфологической системой, связано с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающейся, в частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых самим ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. Сформированность грамматических систем для старшего дошкольника выражается в овладении ребенком на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования - лишь к 7 - 8. Эти сроки довольно условны.

Кувалдина Марина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №193" г. Иваново
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: мастер-класс в области речевое развитие по формированию у детей 6-7 лет предпосылок к овладению грамотой
Тема: "Учимся-играем, грамоту изучаем. Развивающие игры по формированию предпосылок к обучению грамоте".
Дата публикации: 26.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект мастер-класса для родителей

в области речевое развитие по формированию у детей 6-7 лет

предпосылок к овладению грамотой

«Учимся-играем, грамоту изучаем. Развивающие игры по

формированию предпосылок

к обучению грамоте.

учитель-логопед высшей квалификационной категории г. Иваново

Цель: сформировать и закрепить навыки фонематического восприятия и звукобуквенного

анализа и синтеза как важного этапа в овладении чтением и письмом.

Задачи:

Формировать понятия: звук, гласный, согласный, (твердый и мягкий) в словах, буква;

обучить определять позицию звука, буквы в слове (начало, середина, конец);

обучить составлению слов по первым звукам;

закрепить навык звукобуквенного, слогового анализа и синтеза слова;

познакомить с ударением;

развивать связную речь, лексический запас, внимание, мышление, мелкую моторику;

Обучить элементам чтения, печатания;

Дать представление о речевых элементах: слово, предложение, текст;

Познакомить с развивающими играми;

Оборудование: демонстрационная

картинка

«Медведь…»,

индивидуальные

звуковые символы звуков на каждого участника, кассы букв, наборы карандашей, игры,

памятки на каждого участника.

Ход мастер - класса.

Логопед: Уважаемые родители! Очень рада приветствовать вас на мастер-классе «Учимся-

играем, грамоту изучаем!» А как считаете вы, зачем нужно знать основы грамоты?

(ответы родителей).

Логопед: Я думаю, что эта картинка-наглядный пример тому.

Незнание основ грамоты является серьезной проблемой при обучении русскому языку

каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов.

Оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой

составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в

удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам.

Существует ряд ошибок обучения чтению и письму, а именно:

Смешение понятий «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного

анализа и синтеза;

Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета их фонемных

имен (звучания). Возрастные и функциональные фонетико-фонематические

недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению,

заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста;

Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ,

КА, ЭЛЬ], что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий

«звук» и «буква». Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]. И то и другое

приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова

[ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ;

Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой позволяет читать по

правилам орфоэпии,предупреждая ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных

позиций гласных, вариаций твердости-мягкости и т. д. (ЗУБ - [ЗУП], КО МОК - [КАМОК],

ЖИ Л - [ЖЫЛ]...)

При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно

возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает.

Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и

снижает их эффективность.

Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на

необходимость обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует

соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей.

Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется еще и

определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей.

Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой

является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе

обучения предпосылкам грамоты лежит опора на речевой слух, на фонематическое

восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает

необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и

организации систематической работы по его развитию. Как мной было сказано ранее,

повышенная чувствительность к звуковой стороне речи наблюдается у детей в возрасте от

3 до 5 лет. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в

этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать

сразу буквы , которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе.

То есть, при обучении грамоте необходимо наличие до буквенного , чисто звукового

периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как

речевые, так и неречевые) и до звукового анализа и синтеза. То есть, прежде чем начать

учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и

мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на

слоги, составлять слова из слогов, из звуков. Позднее учиться делить речевой поток на

предложения, предложения на слова и только после этого знакомиться с буквами русского

алфавита, овладевая затем слитным способом чтения. Итак,

Детям от 3 до 4 лет.

Необходимо развивать фонетико-фонематическуюсторону речи (правильное

звукопроизношение и умение различать звуки) с целью подготовки к обучению звуковому

анализу. Детей необходимо знакомить со звуками окружающего мира, звуком, как

единицей речи. Учить вычленять звук из общего потока, распознавать, кто или что издает

их. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные) не используются. Учить

интонационному выделению любого звука в слове. Эти упражнения проводятся в игровой

Необходимо и развитие мелкой моторики (движений кистей и пальцев рук) с целью

стимулирования речевого развития и подготовки руки к письму.

Детям от 4 до 5 лет.

Так же необходимо развивать фонематическую сторону речи (различение звуков) с целью

подготовки детей к овладению звуковым анализом слов. Учить выделять отдельные звуки

в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и

различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов). Для

детей этого возраста можно называть согласные твердые звуки «старшим», а еще лучше

«сердитым» братом (братиком, братцем), согласные мягкие звуки – «младшим», а еще

лучше «ласковым» братом. Тогда потом детям будет легко перейти к терминам «согласный

твердый звук» и «согласный мягкий звук». Давать представление о протяженности

слов (короткие и длинные), знакомить с делением слов на слоги на основе выделения

гласных звуков (термин «слог» не употребляется). Делят слова на части (кусочки),

отстукивая, отхлопывая ритмико-слоговую структуру. В качестве вспомогательного

средства используются заместители (мелкие фишки, игрушки), наглядно изображающие

отдельные части слов, что является прообразом графической записи слов. Учатся голосом

выделять некоторые согласные звуки, которые можно произнести протяжно (М – МЬ, В –

ВЬ, Ф – ФЬ, Н – НЬ, Х – ХЬ; затем свистящие, шипящие, а потом Л –ЛЬ, Р – РЬ). При

условии, что дети произносят те из них, которые предлагаются для выделения. Затем для

взрывные, губные и другие (Ч, Щ, Д – ДЬ, Т – ТЬ, Г – ГЬ, П – ПЬ, Б – БЬ, Й).

Формировать движения кистей и пальцев рук с целью подготовки детей к письму.

Детям от 5 до 6 лет.

Следует развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность

слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин

«слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать

интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные

звуки, вычленять первый звук в слове. Умение выделять звуки в словах помогает детям

анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения предпосылкам

грамоты и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин

«гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с

его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением

их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического

материала (фишки, сигналы, схемы).

Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому

возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.

Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и

конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти,

замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров

предметов, штриховку и т. п.

Дети с6 лет с большим интересом уже могут заниматься знаковой стороной речи, то есть

ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

Опознание буквы в ее связи со звуком.

Слияние нескольких букв в слог.

Слияние нескольких слогов в слово.

Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Работу по обучению предпосылкам грамоты у детей дошкольного возраста необходимо

вести по трем направлениям:

Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей

навыки звукового анализа и синтеза.

Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке,

штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из

отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение

письму в полном объеме – только в школе).

Весь материал для чтения и «письма» на начальных периодах обучения предпосылкам

грамоты подбирается так, чтобы его написание полностью совпадало с произношением.

КОСЫ и т. д.), потом трехсложные слова (МАЛИНА), а затем слова с двумя рядом

стоящими согласными (СТУК, САНКИ, ВОЛК и т. д.).

Необходима работа с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения

идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы и слоги через пальцы. При этом

взрослый сам разрезает и дает ребенку буквы и слоги к каждому занятию в нужной

последовательности , но ни в коем случае не все сразу.

Готовность детей к обучению предпосылкам грамоты – это учет и личных качеств

ребёнка, уровня его умственного и физического развития. Обучение и воспитание в 1

классе школы предъявляют детям ряд требований не только к запасу знаний, но и к

поведению, личному отношению к новому образу жизни, к новым обязанностям и

взаимоотношениям со сверстниками и учителями. Поэтому для успешного овладения

школьной программой ребенку важно сейчас, в детском саду приобрести умения слушать

и понимать педагога, товарища, выполнять указания взрослых, связно отвечать на

вопросы, правильно держать карандаш, аккуратно пользоваться книгой, владеть

элементарными навыками ручного труда.

Именно до школы и происходит формирование речи, как предмета познания , её

внешней звуковой стороны. Большое место отводится развитию фонематического слуха

детей, т. е. умения различать в звуковом потоке отдельные слова, составлять из звуков

слоги и слова.

Дети должны научиться выделять слова в связном коротком предложении, уметь указать

в нём количество слов, составить предложение из данных слов.

2. Логопед: Я предлагаю вашему вниманию упражнения и игры, которые применяю сама

и которые помогут вашим детям в освоении грамоты. Они состоят из нескольких

взаимосвязанных между собой этапов: до буквенного, буквенного, этапа слияния букв в

слоги, слогов в слова, звукобуквенного периода обучения.

1.ЭТАП: до буквенный период обучения.

Ребенку нужно показать, что речь состоит из звуков. Их нужно научиться слышать,

различать и выделять.

Давайте запомним:

Звуки– мы произносим и слышим, а буквы- это графические обозначения звуков на

письме (видим и пишем).

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит

свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют

гласных звуков придуманы «домики», в которых они будут жить. Гласные звуки

живут только в красных домиках (красные квадраты).

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает

преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые

из них можно тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им

хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они

тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Поэтому эти звуки и назвали

СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков тоже есть «домики», для согласных

твердых синего цвета (синие квадратики), для согласных мягких -

зеленого (зеленые квадратики).

Предлагаю родителям понаблюдать в индивидуальные зеркала за произнесением

Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г, ...] - в словах звучат сердито (твердо),

если смотреть на губы, то они «сердятся».

Согласные мягкие звуки [П’, Б’, Т’, Д’, М"...] - в словах звучат ласково (мягко), губы

при этом «улыбаются».

Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «мягких

братиков»).

Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «твердых

братиков»).

Играйте с ребенком в звуковые игры с целью выделения и различения в словах

определенных звуков.

Например,«Что (кто) как звучит?». Взрослый спрашивает: как жужжит пчела? Ребенок

отвечает: [ж-ж-ж], а как гусь шипит? Ребенок отвечает [ш-ш-ш].

Можно поиграть в игру «Главный звук».

Взрослый читает ребенку стихи, выделяя основной звук. Можно использовать тексты

стихотворных азбук Е. Л. Благининой «Нау-чусь-ка-я читать», С. Я. Маршака «Азбука в

стихах и картинках». А ребёнку предлагает прыгнуть (хлопнуть, присесть) на

определённый звук. Топните на звук [ж]:

над Жимолостью

тяЖелый на Жуке

(Е. Балагинина).

Играть на различение (дифференциацию) звуков можно таким образом:

Топните на звук [л] и хлопните на [л’]:

ДятеЛ жиЛ в дупЛЕ пустом

Дуб доЛбиЛ как доЛотом…

(С. Я. Маршак).

2 ЭТАП: буквенный период обучения.

В нем ребенка знакомят с графическим обозначением звуков-буквами. Это можно сделать

с помощью: картинной азбуки, магнитной азбуки, касс букв, кубиков. Закреплять образы

букв можно тоже играя. Буквы можно выкладывать из палочек, спичек, пуговиц. Можно

их рисовать на песке или снегу, запотевшем стекле. Знакомые буквы можно отыскивать в

вывесках магазинов и заголовках газет. Буквы с ребенком можно учить на прогулке, в

дороге, в гостях.

Игр с буквами множество:

1.«Буквенное

лото»-

взрослый

карточки

изображением

предметов. Потом показывает детям знакомую букву. Ребенок подбирает слово на эту

букву. Затем на картинках печатается слово, в котором дети должны узнать предложенную

букву в начале, середине, конце слов.

2. «Машины»- ребенку нужно сложить в машину определенной марки (допустим марки

«Т») все карточки со словами на эту букву.

«Дорисуй

букву»-

взрослый

печатает

элементы

допечатывает

недостающий элемент, чтобы получилась буква.

4. «Буква растет»- печатать, увеличивая букву до конца листа бумаги. Предложить

ребенку «вырастить» свою букву.

5. «Угадай букву»- изготовить контуры букв на крышках банок, из соли, наждачной

бумаги. Ребенок сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами обводит букву по

контуру каждым пальчиком левой, затем правой руки и угадывает. Можно писать буквы на

спине, ладони ребенка пальцем, а он одновременно печатает ее мелом или карандашом.

3 ЭТАП: слияние букв в слоги, слияние слогов в слова.

Слог является основной единицей чтения на первых порах обучения ребенка. Закрепляйте

с ребенком чтение слогов протяжно, «пропевая» их: [ссооссннаа, ммаашшииннаа]. Это

поможет ребенку избегать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового

чтения к чтению словами.

Запаситесь кубиками или карточками с изображением букв. Пусть ребенок пытается

сложить слова, которые вы ему предлагаете. Начинаете с простых.С ударением можно

поэкспериментировать, тоже играя. Например, подбирая вместе разные варианты слова

ТЕлевизор, телЕвизор, телевИзор, телевизОр. Как правильно? (ответы родителей).

5. ЭТАП: звукобуквенный период обучения.

Определение звукового состава слова, обучение звукобуквенному анализуи синтезу

словаявляется основной задачейданного этапа и предполагает:

фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные

звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие); определение количества звуков, букв в слове,

определения количества слогов,определение места звука в слове, расстановку ударения.

В этомпоможет игра «Шифровальщики».

(предлагаю родителям «зашифровать», т. е. выложить звуковую схему к индивидуальной

картинке – слову КНИГА; взрослые выкладывают из фишек звуковую схему к картинке.)

Логопед:

Обозначьте схему буквами (взрослые выкладывают над звуковой схемой слово буквами).

А теперь проанализируем слово:

Сколько звуков в вашем слове? (ответы взрослых)

Сколько букв в слове? (ответы взрослых)

Назовите первый звук (второй, третий и т.д.) (ответы взрослых)

Назовите гласные звуки (ответы взрослых)

Назовите согласные звуки

Назовите слово по звукам (ответы взрослых)

Назовите слово по слогам, разделив звукобуквенную схему (ответы взрослых)

Назовите первый (второй и т. д.) слог (ответы взрослых).

А теперь нужно поставить ударение.

В этом поможет игра «Заблудились в лесу».

Логопед: чтобы ударный слог узнать, нужно слово голосом «позвать». «Позовём» слово

КНИГА, потянув ударный слог, он самый громкий в слове. Куда падает ударение? (ответы

родителей). А теперь все это напечатаем. (родители совместно с логопедом печатают слово

в тетрадях, ставят ударение, «зашифровывают» и чертят слоговую схему).

А вот еще несколько советов для вас:

творчества

импровизации-это

ребенком

интересными и полезными.

2.Возвращайтесь к пройденному материалу в повседневной жизни. Тренироваться можно

где угодно: читая ребенку выделяйте в тексте пройденный звук. Готовя ужин попросите

ребенка найти на кухне все предметы с определенным звуком. Это способствует лучше

3.Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности вашего ребенка.

Некоторым детям достаточно одного дня, чтобы запомнить пол- алфавита, а другим

необходима неделя.

4.Используйте больше наглядного материала: цветных картинок, кубиков, игрушек.

5.Избегайте

монотонности

однообразия.

занимайтесь

ребенком

Устраивайте

перерывы

физкультминутки,

рисование,

совместный поиск чего- нужного для занятий.

6.Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он-учителем. Когда ребенок

усвоит задание, превратитесь в Незнайку или малыша, который все путает и ошибается.

Пусть ребенок исправляет ваши ошибки.

7.Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок!

ребенком.

доставлять

удовольствие.

8.Хвалите ребенка за минимальные успехи. Хотя бы за то, что он просто старается

выполнить ваши задания.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что работа по подготовке детей

дошкольного возраста к обучению предпосылкам грамоты должна начинаться уже с

маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться

формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков

звукобуквенного анализа, как начального обучения чтению и письму печатными буквами.

Только на заложенном в детстве фундаменте формируются не только её предпосылки, но

и гармоничная, образованная, развивающая личность. Я надеюсь, что этот мастер-класс

станет новой ступенью к успешному обучению ваших детей в школе. Желаю успехов вам

и вашим детям!

Предлагаю в следующую нашу встречу уже поиграть вместе с детьми. Для этого нужно

вместе с ребенком подготовить вашу любимую речевую игру, в которую вы играете дома и

продемонстрировать ее.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет формирование элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Формирование речевых умений и навыков и осознания явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей (СНОСКА: Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984). Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.


Механизмы чтения и письма в современной психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи. В устной речи значение каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. В письменной речи используется другой код (это могут быть иероглифы, как в китайском языке, или буквы, как в русском языке), соотнесенный с устной речью. Переход с одного кода на другой называется перекодированием. Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.

Д. Б. Эльконин показал, что механизм чтения определяется системой письма на том или ином языке (СНОСКА: Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1976.– Вып. 4). Например, при иероглифическом письме смысловые единицы (слова, понятия) кодируются с помощью особых значков – иероглифов. Их столько, сколько слов-значений в языке. При этой системе письма обучение чтению сводится к запоминанию значений отдельных иероглифов. Хотя это трудоемкий и длительный процесс, но он прост по своей психологической природе: основными его компонентами являются восприятие, запоминание и узнавание.

В слоговых системах письма знак слога уже связан со звуковой формой, установление его значения происходит через анализ звуковой формы слова. Обучение чтению в данном случае легче: слоговой анализ слов, необходимый при перекодировании, не представляет особых трудностей, поскольку слог является естественной произносительной единицей. При чтении слияние слогов также не вызывает трудностей. Обучение чтению включает: членение слов на слоги, запоминание графического знака слога, узнавание по графическому знаку слога его звукового значения, слияние звуковых форм слогов в слово.

Русское письмо – звуко-буквенное. Оно точно и тонко передает звуковой состав языка и требует другого механизма чтения: процесс перекодировки в нем обеспечивается звуко-буквенным анализом слов. Поэтому и психологический механизм чтения изменяется: начальный этап чтения есть процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели. Здесь обучающийся читать действует со звуковой стороной языка и без правильного воссоздания звуковой формы слова не может понять читаемое (СНОСКА: Там же. С.17).

Все искания на протяжении истории методики обучения чтению, отмечает Д. Б. Эльконин, были направлены на выяснение этого механизма воссоздания звуковой формы слова по его буквенной модели и приемов его формирования. В результате был определен путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи.

Поэтому в современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Само название его говорит о том, что в основе обучения лежат анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев сегодня используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько; метод Д. Б. Эльконина и другие).

В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения, т.е. произнесение согласной фонемы при чтении должно производиться с учетом позиции следующей за ней гласной фонемы. Например, в словах мал, мел, мял, мыл, мул согласный звук произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует. При обучении грамоте это проявляется в том, что обучающиеся должны: 1) различать четко все гласные и согласные фонемы; 2) находить гласные фонемы в словах; 3) ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы; 4) усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными.

Анализ механизма чтения приводит к выводу, что дети должны приобрести широкую ориентировку в звуковой стороне речи. Необходимо уделять большое внимание развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это способность воспринимать звуки человеческой речи. Исследователи детской речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельткжов, Н. X. Швачкин, Г. М. Лямина и другие) доказали, что фонематический слух развивается очень рано. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска).

Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети могли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием. Действия звукового анализа, как показали исследования, не возникают спонтанно. Задача овладения этими действиями ставится взрослым перед ребенком в связи с обучением грамоте, а сами действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. А первичный фонематический слух становится предпосылкой для развития более высоких его форм.

Развитие фонематического слуха, формирование широкой ориентировки детей в языковой действительности, умений звукового анализа и синтеза, а также развитие осознанного отношения к языку и речи составляет одну из основных задач специальной подготовки к обучению грамоте.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Напротив, обучение чтению идет успешнее на фоне развитого фонематического слуха. Установлено, что одновременное развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму оказывают взаимное торможение (Т. Г. Егоров).

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.