Равноапостольный константин великий. Равноапостольный константин великий Св автобиография костик

ГЛАВА XV

Падение язычества и торжество христианства

III. Торжество христианства в IV веке

352. Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) Диоклетиан отрекся от престола и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция , сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

353. Константин Великий и торжество христианства

Константин Великий (с 306 г. «цезарь», в 313–323 гг. в соправительстве с Лицинием, в 323–337 гг. единодержавный император) принадлежит к числу самых замечательных по значению своему личностей древней истории. По тому влиянию, которое он оказал на судьбы мира, его можно поставить рядом с Александром Македонским , открывшим эллинизму дорогу на Восток, и с Цезарем, истинным основателем империи в Риме. Историческое значение Константина заключается в том, что он доставил христианству победу в Римской империи и тем положил начало превращению самой империи из языческой в христианскую. Сын Констанция Хлора, не преследовавшего христиан в своих владениях, и ревностной христианки Елены, Константин унаследовал от отца нерасположение к политике гонений, от матери прямое сочувствие к христианству. Как умный правитель и искусный политик, он видел, кроме того, что христиане вовсе не заговорщики и не бунтовщики и что, наоборот, в них можно будет найти самую надежную опору порядка. Готовясь к войне с Максенцием и зная, что в его собственном войске много христиан, он разрешил им изобразить на своих щитах начальные буквы имени Иисуса Христа и сам заменил римского орла крестом на своем знамени . (Предание повествует о том, что император имел чудесное видение громадного креста на небе в сиянии и с подписью: «сим победиши»). Это был разрыв с язычеством. При Мульвийском мосте (недалеко от Рима, к северу) Константин одержал над Максенцием победу и сделался господином Рима и Италии (312), а в 313 г. вместе с Лицинием издал Миланский эдикт, дававший всем жителям империи свободу следовать своему религиозному убеждению. Этим эдиктом христианство уравнивалось в правах с римской государственной религией. Лициний вполне разделял такую точку зрения, и когда ему пришлось вступить в борьбу с «цезарем» Азии (Максимином Дазою), в его войске перед битвою возносилась Богу молитва, составленная в таких выражениях, что слова её одинаково могли повторять и христиане, и язычники.

Константин Великий. Видеофильм

Однако, в эпоху двоевластия Константин и Лициний мало-помалу разошлись между собою в своих отношениях к христианству. В то время, как первый все более и более начинал предпочитать христианство, второй, наоборот, стал поощрять старую языческую партию. Это сеяло раздор между обоими правителями империи, тем более, что они ссорились, кроме того, и по другим поводам. Дело кончилось вооруженным столкновением, и победа Константина над Лицинием была одновременно и восстановлением отмененного Диоклетианом единства императорской власти, и торжеством христианской партии над языческою.

Большим поражением для государственной религии Рима было и то, что глава её, император, не стал жить в её старом центре, Риме, рядом с храмами капитолийских богов . Уже Диоклетиан оставил Рим, где сильны были предания прежнего государственного устройства, а у Константина, разрывавшего с язычеством, явилось и новое побуждение не жить в Риме, как средоточии язычества. Для своей столицы, или «Нового Рима» он выбрал старую греческую колонию, Византию, на европейском берегу Босфора, которая стала теперь называться Константинополем (т.е. городом Константина) [см. статью Основание Константинополя ]. Место было выбрано весьма удачно, на важном торговом пути, вблизи от стран греческой культуры и богатого Востока, в непосредственном соседстве с северными областями Балканского полуострова, храброе население которых поставляло в императорские войска хороших воинов, Наконец, на одинаковом расстоянии и от северных, и от восточных границ государства, требовавших защиты. Перенесение столицы (326) из языческого старого Рима в новый Рим, который скоро сделался одним из важнейших центров христианства, было тоже одним из фактов всемирно‑исторической важности.

История Византийской Империи (документальный фильм)

354. Церковная политика Константина Великого

Константин Великий не провозгласил еще христианство государственной религией империи . Не запрещая языческих культов, император ограничился лишь отменою официальных языческих жертвоприношений и искоренением обрядов, с которыми были соединены разгул и непристойности. Видя, какую силу представляет собою церковная организация христиан и какая дисциплина существует среди её членов, он отдавал христианам предпочтение при назначении на государственные должности и одарил клир разными привилегиями. Благодаря этому, все внутреннее устройство вселенской церкви, её иерархия (священноначалие), взаимные отношения клира и мирян, церковные законы и обычаи были признаны государством и получили юридическую силу. В качестве покровителя церкви Константин, сам, впрочем, принявший крещение только перед смертью, любил называть себя внешним епископом.

Ему пришлось вмешаться и в несогласия, происходившие в то время в церкви. Еще в первые века христианства нередко возникали взгляды, несогласные с учением церкви (православием ) и известные под общим названием ересей. В начале IV в. александрийский священник Арий стал отрицать троичность Божества и божественность Иисуса Христа, признавая Сына Божия только первым и совершеннейшим творением Божиим. По этому случаю в Никее (в Малой Азии, недалеко от Мраморного моря) в 325 г. был созван Константином Первый Вселенский собор, на котором император просил присутствующих придти к общему соглашению, которое стало бы обязательным для всех верующих. Собор осудил Ария и его последователей, и тогда в борьбу с ними вступил и сам император, начав действовать против них средствами светской власти (изгнаниями и отобранием имуществ). Ариане, с своей стороны, стали хлопотать о том, чтобы склонить императорскую власть в пользу своего учения. В этом направлении они начали действовать еще при Константине, а когда он умер, разделив управление империей между тремя сыновьями (Константином II, Констанцием и Константом), то средний из них, Констанций (управлявший сначала одной Азией и Египтом, потом всей империей) принял сторону ариан и даже стал преследовать православных. Так началось вмешательство светской власти во внутренние дела церкви, наносившее ущерб её прежней самостоятельности. Церковь в лице наиболее энергичных своих представителей умела, однако, давать отпор еретическим императорам.

История Стамбула насчитывает около 2.500 лет. В 330 году в Византий (именно так назывался изначально город Стамбул) императором Константином Великим была перенесена столица Римской империи. Константин, принявший христианство способствовал укреплению христианской церкви, фактически занявшей при нем главенствующее положение и становлению Византийской империи, как приемника Римской. За свои деяния причислен к лику равноапостольных святых в православной церкви.

Император Константин Великий получает знамение Креста Божьего

Константин Великий биография

Биография Константина Великого довольно хорошо изучена, благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам. Будущий император родился приблизительно в 272 году на территории современной Сербии. Его отцом был Констанций I Хлор (в последствии, ставший цезарем), а матерью — Елена (дочь простого трактирщика). Она играла очень большую роль, как в жизни своего сына, так и в становлении христианства как государственной религии Византийской империи. Елена, мать Константина Великого, была причислена православной церковью к лику равноапостольных святых за свое паломничество в Святую землю, во время которого было основано множество храмов и обретены части Креста Господня и другие христианские святыни.

Констанций, отец Константина вынужден был развестись с Еленой и жениться на падчерице императора Августа Максимилиана Геркулия Феодоре, от этого брака у Константина появились сводные сестры и братья.

Жизнь Константина Великого (Византийского)

В результате политической борьбы отец Константина Первого Великого, Констанций пришел к власти в статусе цезаря, а затем и полноправного императора западной части Римской империи наравне с императором Галерием, правившим тогда восточной частью. Констанций был уже слаб и стар. Предчувствуя скорую кончину, он пригласил к себе своего сына – Константина. После смерти Констанция, армия западной части империи провозгласила Константина своим императором, что в свою очередь, очень не понравилось Галерию, который официально не признал этого факта.

Константин Великий – первый христианский император

В начале IV века Римская империя представляла собой политически разрозненное государство. У власти, фактически, находились до 5 правителей, именовавших себя как августами (старшими императорами), так и цезарями (младшими императорами).

В 312 году Константин разгромил войска императора Максенция в Риме, в честь чего там была установлена триумфальная арка Константина. В 313 году основной конкурент Константина – император Лициний победил всех своих противников и консолидировал большую часть Римской империи в своих руках. Константину теперь подчинялись Галлия, Италия, Африканские владения и Испания, а Лицинию – вся Азия, Египет и Балканы. В течении последующих 11 лет Константин получил власть на всей территории империи, победив Лициния и 18 сентября 324 года был объявлен единоличным императором.

После того как Константин Первый Великий стал императором, он, в первую очередь изменил административную структуру империи и, как сказали бы в наши дни, усилил вертикаль власти, так как стране, которая пережила 20 лет гражданских войн нужна была стабильность.

Монеты Константина Великого можно найти в довольно хорошем состоянии и сейчас на международных аукционах.

Золотой солид императора Константина, 314 год

Константин Великий и христианство

При своем правлении император Константин Первый Великий, фактически, сделал христианство государственной религией. Он активно руководил воссоединением различных частей церкви, разрешая все внутренние противоречия, в частности собрав в 325 году знаменитый Никейский собор, осудивший ариан и устранивший намечавшийся раскол внутри церкви.

По всей империи активно строились христианские храмы, для их возведения, зачастую разрушались храмы языческие. Церковь была постепенно освобождена от всех налогов и повинностей. Фактически, Константин придал христианству особый статус, что положило бурное развитие этой религии, а Византию сделало – будущим центром православного мира.

Основание Константинополя императором Константином Великим

Империи под руководством вновь провозглашенного императора Константина нужна была новая столица, как по причине внешних угроз, так и по причине снятия проблемы внутренней политической борьбы. В 324 году выбор Константина пал на город Византий, имевший отличное стратегическое положение на берегах пролива Босфор. В этом году начинается активное строительство новой столицы, в нее по приказу императора доставляются различные культурные ценности со всех концов империи. Возводятся дворцы, храмы, ипподром, оборонительные стены. Именно при Константине было заложен знаменитый . 6 мая 330 года император официально перенес столицу в Византий, и назвал его Новым Римом, который почти сразу стал именоваться в его честь Константинополем, так как население города не приняло официальное название.

Константин Великий вручает город Константинополь в дар Богоматери. Фреска собора Святой Софии в Стамбуле

Смерть и причисление Святого Равноапостольного царя Константина к лику святых

Император Константин Великий скончался 22 мая 337 года в на территории современной Турции. Перед самой смертью, он принял крещение. Так получилось, что великий помощник и сподвижник Церкви Христовой, сделавший христианство государственной религией крупнейшей в то время страны в мире, сам был крещен в последние дни своей жизни. Это не помешало ему за все свои деяния, направленные на укрепление могущества христианской церкви быть причисленным к лику святых в ранге равноапостольных — равных самим Апостолам Христа (Святой Равноапостольный царь Константин). Причисление Константина к лику святых произошло уже после разделения церквей на православную и католическую, именно поэтому Римско-католическая церковь не включила его в список своих святых.

Совершенно ясно то, что как сам император Константин Первый Великий, так и его мать Елена внесли огромный вклад в становление Византийской цивилизации, культурными наследниками которой являются целый ряд современных государств.

Воздвижение Креста Господня. Император Константин и мать его Елена

Фильм Константин Великий

В 1961 году в Италии был снят фильм Константин Великий (Costantino il grande итал.). Картина повествует о молодости императора Константина. Действие фильма происходит до знаменитой битвы у Мильвийского моста. Съемки фильма проходили в Италии и Югославии. Режиссер Лелнелло де Феличи (Lionello De Felice), в ролях Корнел Вильде (Cornel Wilde) – Константин, Белинда Ли (Belinda Lee) — Фауста, Массимо Серато (Massimo Serato) – Максентиус. Продолжительность – 120 минут.

КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ, Гай Флавий Валерий, император Рима

Римский император в 307-337 г. Сын Констанция I Хлора. Род. 27 февр. 272 г., ум. 22 мая 337 г.

Точное место рождения Константина неизвестно. Вероятно, он происходил из города Нэсса в Дакии. Матерью его была простая женщина по имени Елена, как гласит предание, - дочь содержателя гостиницы. Ему было около двадцати лет, когда его отец был возведен в звание Цезаря императором Диоклетианом, но при этом принужден был развестись с его матерью и жениться на Феодоре, падчерице второго Августа - Максимиана Геркулия. Вместо того чтобы последовать за отцом на запад, Константин остался на службе у Диоклетиана (Гиббон: 14). По свидетельству Феофана, он с юности выказывал необыкновенный разум, телесные силы и большие способности к наукам. Во всех африканских войнах Диоклетиана и персидских Галерия он отличался своим мужеством (Феофан: 288, 293). Мало-помалу его возвысили до почетного звания трибуна первого разряда.

После отречения Диоклетиана в 305 г. Константин оказался в Никомедии на положении почетного пленника (Гиббон: 14). Галерий боялся отпускать его от себя, так как знал что в случае смерти Констанция, Константин легко сможет склонить на свою сторону галльские и британские легионы. Часто он строил козни против молодого человека, но не решался предпринять чего-нибудь явно, дабы не навлечь на себя гнев граждан и ненависть воинов. Однажды император как бы в шутку и для испытания силы и ловкости Константина втолкнул его в клетку со львом. Но Константин одолел хищника. Между тем в 306 г. тяжело больной Констанций отправил письмо Галерию и просил прислать к нему сына, которого он хотел видеть перед кончиной. Так как Галерий не имел больше приличного предлога препятствовать отъезду Константина, он с большой неохотой дал на это согласие. Впрочем, он намеревался задержать его по дороге и поэтому повелел, чтобы он отправился в путь утром. Однако Константин в тот же вечер умчался из Никомедии, искалечив по пути всех государственных лошадей на многочисленных дорожных постах. Когда Галерий узнал об этом, он пришел в ярость, но уже не мог ничего поделать. С невероятной быстротой Константин добрался до Британии и застал отца при смерти. Тот успел только представить его воинам и передать власть из рук в руки (Лактанций: 24).

Галерий вынужден был признать свершившееся и даровал Константину титул Цезаря. В завязавшейся затем междоусобной войне Константин поначалу не участвовал, но явно был на стороне врагов Галерия. В 307 г. он женился на дочери Максимиана Фаусте и принял из рук тестя звание Августа, которое Галерий после своего поражения вынужден был за ним признать. Константин взялся за оружие только в 312г., когда ему объявил войну правивший в Италии Максенций. Но коль скоро война началась, он действовал стремительно и решительно. Пока Максенций собирал силы, армия Константина уже перевалила через Альпы и вторглась в Италию. Под Турином Константин нанес своему врагу первое поражение, после чего вся Северная Италия признала его власть. Под Вероной была разбита вторая армия. Решительное сражение произошло у Красных Скал в девяти милях от столицы. После упорного боя воины Максенция обратились в бегство, а сам он при переправе через Тибр упал в воду и утонул. Вступив в Рим, Константин велел казнить двух сыновей свергнутого императора и позаботился о совершенном истреблении его рода. Но когда некоторые римляне потребовали казни всех приверженцев Максенция, Константин решительно воспротивился такой жестокости и объявил всеобщую амнистию (Гиббон: 14). Справедливость была одним из главных достоинств Константина. По свидетельству Аврелия Виктора, он всем врагам своим оставил почет и имущество и принял их в число друзей. Легионы преторианцев и их вспомогательные отряды, более пригодные для смут, чем для защиты города, он совершенно распустил и вместе с тем отменил их особое вооружение и военную одежду (Виктор: «О Цезарях»; 40, 41).

Пробыв недолгое время в Риме, Константин отправился в Медиолан и здесь выдал за Лициния свою сестру Констанцию. Кроме того, оба императора издали эдикт окончательно положивший конец гонениям на христиан. В нем, в частности, говорилось: «Руководствуясь здравым и правым смыслом, мы объявляем следующее наше решение: никому не запрещается свободно избирать и соблюдать христианскую веру и каждому даруется свобода обратить свою мысль к той вере, которая, по его мнению, ему подходит... Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без каких бы то ни было помех...» (Евсевий: «Церковная история»; 10; 5). Даровав свободу вероисповедания своим поданным, сам Константин еще несколько лет жил в двоеверии. Он все более деятельно поддерживал христиан и продолжал приносить жертвы старым богам; давал большие деньги на восстановление христианских церквей и не менее щедро поддерживал языческие храмы; превозносил Христа и благоволил к Аполлону. Но в последующие годы почитатели старины и древнего римского духа с болью и гневом убедились, что император постепенно склоняется к новой религии. Он отказался участвовать в публичном молебствовании в честь Юпитера Капитолийского (Гиббон: 20) и запретил ставить свои изображения в храмах, а потом и вовсе перестал посещать их. Епископы и проповедники нового учения приглашались к императорскому столу и назначались воспитателями его детей. В чертогах дворца Константин устроил род церкви, где молился вместе со всем своим двором. Евсевий пишет, что император проводил целые ночи без сна за изучением Священного писания и сочинением проповедей. Затем, собрав слушателей, он вставал с поникшим лицом и тихим голосом, весьма благоговейно, толковал им божественное учение. Если потом слушатели оглашали его одобрительными криками, то он давал им знак возводить очи к небу и своим удивлением, своими благоговейными похвалами чествовать одного Бога. Разделяя речи на части, он то обличал заблуждения многобожия, то говорил о единовластвующем Божестве и вслед за тем рассуждал о всеобщем и частном промысле. Даже на золотых монетах он повелел изображать себя со взорами, обращенными вверх, в виде молящегося (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 15-17, 29). В походах Константин возил за собой сделанную наподобие церкви палатку. Позже каждый легион стал иметь такую походную церковь и получил священников и диаконов (Созомен: 1; 8).

Между тем прошло совсем не много времени и прежнему единодушию императоров пришел конец. После смерти всех остальных Августов римский мир оказался поделен между Константином и Лицинием, и соперничество между ними было неминуемо. Начало вражде, как можно предположить, положил Лициний. Вскоре после победы Константин возвел в Цезари своего полководца Бассиана и выдал за него замуж свою сестру Анастасию. Но короткое время спустя оказалось, что Бассиан замешан в заговоре против Константина. Следствие показало, что нити заговора тянулись на восток к Лицинию. Рассерженный Константин в 314 г. начал против него войну. Первое сражение произошло в Паннонии у города Цибалиса. Упорный бой продолжался с утра до позднего вечера. Наконец Константину удалось на правом фланге потеснить легионы Лициния. Тот отступил в свой лагерь, а ночью поспешно бежал на другой берег Сабы и разрушил за собой мосты. Вторая битва развернулась во Фракии и была еще более упорной, чем первая. Лициний опять отступил - на этот раз в Македонию. Потери его были столь велики, что он вынужден был просить мира. Константин согласился на прекращение войны, однако отобрал у своего соперника Паннонию, Далмацию, Дакию, Македонию и Грецию. Некоторое время спустя оба Августа договорились о провозглашении трех новых Цезарей. Ими стали сыновья Константина - Крисп и Константин II, а также Лициний II, сын Лициния.

Соперники понимали, что заключенный мир - только отсрочка, и напряженно готовились к новой войне. В 324 г. борьба возобновилась. Лициний стянул все свои силы к Адрианополю. Константин переправил свои легионы через Гебр и атаковал неприятеля. Потеряв до тридцати тысяч только убитыми, Лициний отступил в Византий. Вскоре после этого Крисп, сын Константина, разгромил в Геллеспонте флот Лициния. Лициний переправился в Халкедон на малоазийское побережье и здесь в короткий срок собрал новую армию. Она была разбита неподалеку от Никомедии. После этого продолжение войны стало бессмысленным. Через свою жену Лициний обратил -ся к Константину с просьбой о мире. Он отрекся от власти и был сослан в Фессалоники. Через год его казнили, обвинив в изменнической переписке с варварами. Римская империя вновь объединилась под властью одного императора (Гиббон: 14).

Боевые действия против Лициния имели еще одно важное последствие. Проведя достаточно много времени под Византием, Константин не раз имел возможность оценить и как воин, и как государственный человек бесподобное положение этого города, а также то, как хорошо он оберегаем самой природой от неприятельских нападений и вместе с тем открыт для торговых сношений. Именно здесь император решил основать свою главную резиденцию, Новый Рим, которую предполагал сделать второй столицей империи. Строительство началось, видимо, в 325 г. , а пять лет спустя город был уже освяшен (Гиббон: 17). Распространив прежний Византии, Константин обнес его огромными стенами. Так как для населения огромного города прежних жителей было недостаточно, то в разных местах по предместьям император повелел строить большие дома и отдавал их во владение знаменитым людям, вызывая их частью из Рима, а частью из других мест. Он украсил город ипподромом, водохранилищами, портиками и другими зданиями. Наконец он учредил здесь сенат и представил ему те же права, какие имел римский (Созомен: 2; 3). Стремительное возникновение большого и прекрасного города можно было бы считать одним из великих деяний Константина, если бы не известна была цена, заплаченная за это. Для исполнения своей прихоти император обобрал и ограбил всю империю. Только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов было израсходовано 60 000 фунтов золота. Для того, чтобы собрать необходимые средства, Константин обложил тяжелейшими налогами всех своих подданных. Даже сенаторы обязаны были уплачивать определенную подать. Но Константин добился своего - созданный им город (после его смерти он получил название Константинополя) быстро развился, расцвел и в короткий срок затмил старую столицу (Федорова: 78).

Последние четырнадцать лет правления Константина прошли в относительном покое, и он имел больше досуга заняться государственными и религиозными делами. Церковные распри особенно занимали его. Все восточные христиане разделились в то время на сторонников православия и на последователей арианского учения. Сначала Константин не вмешивался в споры прелатов, а только призывал их прекратить гибельные для христианства раздоры (Гиббон: 21). Но увидев, по словам Созомена, что споры громче голоса примиряющего, Константин решился созвать Вселенский собор и всем представителям церкви предписал в 325 г. явиться к определенному Дню в Никею. Так как Константину угодно было участвовать в совете епископов, то все они были призваны во дворец. В своей речи император сказал, что желал бы видеть всех епископов единомышленными и согласными во мнениях, ибо считал возмущения в Божьей церкви самым тягостным злом. Вслед за тем священники начали рассуждать о догмате. Константин спокойно и незлобиво выслушивал слова той и другой стороны и присоединился к тем, которые говорили хорошо. Арианское учение было объявлено еретическим (Созомен: 1; 17, 19, 20). По свидетельству Феодорита, всех бывших во дворце епископов Константин призвал затем к себе на угощение. Заметив, что у некоторых исторгнуто по правому глазу, и узнав, что эти страдания они претерпели за твердость в вере, он прикасался губами к их язвам с полной верой, что извлечет отсюда благословение для своей любви (Феодорит: 1; 11).

Сочинители церковных историй заполнили страницы своих книг восхвалениями в честь Константина, но писавшие тогда же языческие историки не были так ослеплены. Они отметили, что в последние годы правления императора стали проявляться несвойственные ему раньше нетерпимость, деспотизм и жестокость. По словам Евтропия, благоприятный исход всех его начинаний сильно повредил душе Константина: он начал преследовать своих родственников и друзей, карая и казня их без видимой причины. Таким образом, если в начальное время своего правления он мог бы быть уподоблен лучшим правителям, то в последующем - скорее посредственным (Евтропий: 10; 6-7). Безграничное честолюбие всегда было одной из главных его страстей. Добившись наконец своей заветной цели и став владыкой мира, Константин окружил себя азиатской пышностью и опозорил свою старость безумным и неслыханным мотовством. Он одевался и вел себя как восточный деспот: носил крашеные фальшивые волосы, длинные, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслетов. Если прежде Константин не терпел клеветников и доносчиков, то теперь стал настолько подозрительным, что в особом эдикте поощрил их обещанием наград и отличий. Старший сын Крисп, отмеченный многими достоинствами и очень популярный в народе, вскоре стал вызывать в императоре чувство опасения, которое переросло в тайную ненависть. В 326 г. Константин велел схватить Криспа и после скорого суда казнить. Сразу вслед за тем он приказал умертвить и племянника Лициния. Многие приписывали гибель Криспа коварству его мачехи Фаусты, которая будто бы обвинила пасынка в покушении на ее честь и целомудрие. Не известно раскаялся ли позже Константин в своем проступке или же раскрыл козни жены, но он покарал ее так же сурово, как и сына: по одной версии, императрица задохнулась в бане, специально растопленной до такой степени, что в ней невозможно было дышать, а по другой - Константин сам столкнул ее в ванну с кипятком (Гиббон: 18). Филосторгий, впрочем, отмечает, что император расправился с женой после того, как обнаружил ее прелюбодеяние с одним из всадников (Филосторгий: 2; 4).

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов. В начале 337 г. больной император отправился в Еленополис пользоваться ваннами Но почувствовав себя хуже, он велел перевести себя в Никомедию и здесь на смертном одре крестился (Созомен: 1; 34). Перед смертью, собрав епископов, он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордана, но по воле Божьей принимает его здесь (Евсевий: «Жизнь Константина»; 4; 62). По словам Гиббона, влияние этого императора как на свое, так и на последующее время было огромно и многогранно. Он начал проводить новую политику, построил новую столицу и поддержал новую религию. Он вновь поднял величие римского имени и внушил страх соседям. Современники называли его восстановителем государства, а многие даже считали, что он, вслед за Ромулом, основал его во второй раз (Гиббон: 18).

Все монархи мира. - Академик . 2009 .

Константин Великий был сыном Констанция Хлора , правителя Западной Римской империи (Галлии и Британии), и святой равноапостольной Елены . Отец Константина не преследовал христиан, тогда как во всех остальных частях великой империи они подвергались жестоким гонениям. По желанию императора Диоклетиана он в юных годах (18-летним) был взят от родителей в качестве заложника и жил при дворе в Никомидии . Когда Диоклетиан отказался от престола, Константин возвратился в Галлию и в году (после смерти императора Констанция) был провозглашен императором.

К принятию христианства он был расположен своей матерью. Отец его, хотя был язычником , но покровительствовал христианам, видя что христиане - верные слуги и честные граждане. При дворе Диоклетиана в то время, когда он еще не преследовал Церковь, были христиане на разных должностях, и Константин имел много случаев удостовериться в их честности и преданности долгу. Затем он видел ужасы гонения и необыкновенную твердость исповедников Христовых, и это также предрасположило его в их пользу. Впоследствии Константин сам признавался, что пребывание при дворе Диоклетиана много содействовало его обращению в христианство: «Я отчуждался от бывших доселе правителей, говорил он, потому что видел дикость их нравов».

По своему характеру деятельный, воинственный, всем доступный и щедрый, дальновидный и проницательный, Константин являет черты мирового гения, и не напрасно был избран Промыслом Божиим для совершения величайшего переворота в империи и во всем мире.

Император Константин в свое царствование боролся в особенности с тремя врагами, и во время этой борьбы постепенно, но решительно склонился к принятию святой веры.

Между тем дружеские отношения императоров Константина и Ликиния мало-помалу расстраивались и перешли в открытую борьбу. Эта борьба должна была решить судьбу христианства в Римской империи, потому что Ликиний, подозревая восточных христиан в большей привязанности к Константину, стал сначала притеснять их, а потом перешел открытому гонению на них, а Константин явно покровительствовал христианам. Оба императора готовились к решительной борьбе, каждый сообразно со своей верой. Оракулы предвещали победу Ликинию, а христиане молились за Константина. Бог даровал победу Константину в двух сражениях, вначале в битве при Адрианополе ( г.) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии. Ликиний был отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единодержавным правителем империи, и христианство восторжествовало.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного . С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, - в порядке времени: он прекратил языческие игры ( г.), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов ( - гг.), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь ( г.), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах ( г.), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу ( г.), повелел по всей империи праздновать воскресный день ( г.), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения ( г.).

Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане .

Более всего император Константин встречал себе противодействия в Риме , где сильна была языческая партия. Это противодействие язычников обнаружилось в особенности во время празднования Константином 20-летия царствования и охладило его к прежней столице государства. Его любимым городом была Сердика (ныне София), о которой он говорил: "Сердика - мой Рим." Наконец он совершенно оставил Рим, и стал править из Сердики. Там же было принято решение об основании новой христианской столицы империи . Ей стал город Византий на берегах Босфора, куда святой царь пригласил христианских епископов торжественно освятить ее, назвав Константинополем . Вместо языческих капищ в этой новой столице империи стали воздвигать христианские храмы, и вместо статуй языческих богов - священные изображения.

Император Константин с живым вниманием относился к волнениям, которые возбуждали в Церкви раскол донатистов и особенно ересь Ария , и всячески старался примирить разделенных. Одна из величайших заслуг Константина - созыв I Вселенского собора в городе Никее в году.

У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, - уже самой Фаусты, показывает его с другой стороны.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни откладывал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы в день Пятидесятницы, 21 мая года.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомидии , во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил

Победив всех своих соперников, стал единственным правителем и по политическим соображениям перенес столицу империи в Византия , позже названного Константинополем .


1. Родители

Тайно во время отсутствия Галерия, Константин сбежал из плена и отправился к своему отцу в город Йорк , что в Великобритании , который перед смертью успел передать ему власть над западом. Галерея пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин еще очень молод, он признал его только цезарем. Августом он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчиненного в отношении Флавия Севера, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли легионы , лично преданные ему, население провинции поддерживало его, благодаря мягкой и справедливой политике его отца. Флавий Север не имел такой прочной основы.


2.1. Восстание Максенция


3.2. Политика в сфере религии

В начале своего правления Константин, как и все императоры, был язычником . В году после посещения священной рощи Аполлона , ему, якобы, даже было видение бога солнца. Однако уже через 2 года во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос , который приказал начертать на щитах и знаменах своего войска буквы РХ, на следующий день Константин увидел в небе обрести креста . После победы над Лицинием в году Константин настоял на принятии им свободы вероисповедания, издав Миланский эдикт . Сам Константин принял крещение лишь перед смертью, что не мешало ему вмешиваться в тонкие религиозные споры, например, на Первый Никейском соборе года, он решительно поддержал кафолистив против ариан . По всей империи возводились церкви. Иногда для их возведения разбирались старые языческие храмы.


3.3. Денежная реформа

После безудержной инфляции в третьем веке, связанной с производством бумажных денег для оплаты государственных расходов, Диоклетиан пытался восстановить надежное чеканки серебряных и золотых монет. Константин оставил эту консервативную денежно-кредитную политику, предпочитая вместо этого сконцентрироваться на чеканке большого количества хороших стандартных золотых монет - солидус, из сплава золота, серебра чтобы обеспечить возможность сохранения фидуциарной чеканки наряду с золотым стандартом. Анонимный автор может современник в Трактате о военном деле Где Ребус Белликис постановил, что в результате этой денежно-кредитной политики, раскол между классами расширился: богатые имели немалую выгоду от стабильной покупательной способности на золотую монету, а бедные были постоянно унижены. Позже такие императоры, как Юлиан Отступник попытался чеканить монеты из меди.

Денежно-кредитная политика Константина была тесно связана с его религиозными верованиями, в том плане, что увеличение чеканки было связано с мерами, о конфискации - принятые после и в - все золото, серебряные и бронзовые статуи из языческих храмов, которые были объявлены как имперская собственности и, как денежные средства. Два имперских комисарии для каждой провинции получили задание собрать эти статуи и переплавить их для немедленного чеканки - за исключением из общего числа бронзовых статуй, которые были использованы в качестве общественных памятников для обустройства новой столицы в Константинополь.


3.4. Возведение Константинополя

Константин не был исключением из этого правила. Первый раз он посетил Рим после победы над Максенцием, впоследствии побывав там только два раза. Константин загорелся мечтой создать новую столицу, которая символизировала бы начало новой эпохи в истории Рима. Основой для будущего города послужило древнее греческое город Византий , расположенный на европейском побережье Босфора . Старый город был расширен и окружен неприступными крепостными стенами. В нем был зводений ипподром и множество храмов, как христианских, так и языческих. Со всей империи в Византий свозились произведения искусства: картины, скульптуры. Строительство началось в году и через 6 лет 11 мая года Константин официально перенес столицу Римской империи в Византий и назвал его Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη , лат. Nova Roma ), Однако это название вскоре было забыто и уже при жизни императора город стали называть Константинополем - то есть городом Константина.


3.5. Казни Криспа и Фаусты

Незадолго до смерти Константин провел удачную войну против готов и сарматов . В начале года больной император отправился в Еленополис для пользования ваннами. Почувствовав себя хуже, он велел перевезти себя в Никомедии и здесь на смертном одре Константина крестил в христианстве арианский епископ Евсевий Никомедийского. Перед смертью, собрав епископов , он признался, что мечтал принять крещение в водах Иордан , но по воле Божьей принимает его здесь (Евсевий : "Жизнь Константина", 4, 62).

Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337-340) получил Великобританию , Испанию и Галлию ; Констанций II (правил 337-361) получил Египет и Азию ; Констант (правил 337-350) получил Африку , Италию и Паннонию , а после смерти его брата Константина II в