Заочное или очное образование. Очное или заочное? Льготы при выборе на очно-зочной формы обучения

У каждого из нас есть знакомые, которые получали образование очно и те, которые были заочниками. Имеется ли ощутимая разница, выраженная существенными отличиями очного от заочного образования? Этой проблеме посвящена данная статья.

Очное обучение – это классический тип обучения, при котором студент методично посещает лекции и семинарские занятия целый семестр, в конце которого он сдаёт сессионные экзамены. Заочное обучение – периодическое. Учащийся готовится по переданным ему материалам сам, потом посещает курс лекций, которые читаются в течение, например, одного месяца. Кульминацией семестра для студента-заочника является экзамен. Итоговая оценка в очном обучении может складываться как из суммы текущих отметок и экзаменационного балла, так и состоять только из оценки, полученной на экзамене. В случае с заочным обучением важнее всего то, как студент проявит себя на экзамене, ведь он готовился к нему в течение семестра в основном самостоятельно, выполняя эпизодические работы и консультируясь с педагогами. Заочное образование обычно длится меньше очного, так как для него предусмотрены сокращённые программы, ведь большое число заочников получают таким образов второе образование. Обычно заочная форма обучения дешевле, чем очная.

Интересно, что очная форма обучения предполагает наличие бюджетных мест и выплату стипендий бюджетникам, а заочная – практически никогда. Ещё одним отличием очного обучения от заочного является то, что заочное образование не даёт причин для отсрочки в армию. Считается, что некоторыми специальностями, такими, например, как переводческая, невозможно овладеть, учась заочно, так как изучение иностранных языков требует постоянной практики и оттачивания мастерства, поэтому во многих вузах нет заочного отделения для языковых специальностей.

В целом, заочное обучение удобно для тех, кто не располагает большим количеством свободного времени ввиду работы, семейных обстоятельств или проблем со здоровьем.

Система образования предоставляет все желающим различные варианты форм обучения. Сделать выбор можно в зависимости от своей занятости. Всем известна очная и заочная форма обучения. Однако с развитием технологий постепенно популярность набирает дистанционная. Но есть разновидность, которая совмещает в себе основные признаки всех видов. Иногда ее называют еще вечерней. Не все имеют точное о ней представление. Что значит очно-заочная форма обучения?

Для начала нужно определить, что значит очно-заочная форма обучения. Ученик (студент) приходит на уроки (лекции) определенное количество раз в неделю. Это могут быть будни или выходные дни. Это касается тех, кто учится в колледже и вузе. Занятия могут проводиться по вечерам в будние дни. Эта форма считается наиболее схожей с очной формой обучения.

Достоинства этой системы обучения

Почему же некоторые решают перейти на такой способ получения знаний? Главным преимуществом очно-заочного обучения является то, что студент может совмещать работу и учебу. Но при этом получать более качественные и регулярные знания, чем на заочном. У студента есть возможность применять полученные навыки и знания на практике.

Поступить на такую форму обучения проще, чем на стандартную. Ведь проходной балл по ЕГЭ ниже. Также как и стоимость. Вечерняя форма обходится дешевле, чем обучение на дневном отделении. Несмотря на то, что занятия идут не каждый день, у студента есть возможность участвовать в веселой студенческой жизни.

Недостатки такого способа обучения

Несмотря на перечисленные достоинства, у очно-заочной формы есть свои минусы. Длительность обучения больше, чем на дневном отделении. Это касается и бакалавриата, и специалитета. Также для некоторых студентов недостатком является проведение занятий в выходные дни.

Разобрав, что значит очно-заочная форма обучения и основные особенности, можно переходить к образовательным учреждениям, в которых может быть такая система получения знаний. Сейчас практически во всех вузах она предусмотрена как на гуманитарных, так и на технических факультетах. Меньшую распространенность эта система получила в колледжах и школах.

Как правило, очень мало учеников выбирают такую разновидность учебы. Что значит очно-заочная форма обучения в школе? Уроки проводятся от 2 до 4 раз в неделю на протяжении всего учебного года. Обучение делится на два этапа. На первом ученик получает базовые знания, на следующем - проводится проверка усвоенности материала.

Для того чтобы школьник получил нужный материал, ему должны предоставить все необходимые пособия. А если возникнет надобность, то составить индивидуальную образовательную программу. Занятия проводятся как в виде стандартных уроков, так и в виде самостоятельной работе. Существуют и другие виды, которые предусмотрены учебным планом. Теперь вы знаете, что значит очно-заочная форма обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

Такой способ рекомендуют детям с особыми потребностями в обучении и тем школьникам, которые не могут учиться на дневной форме. Хотя, конечно, на такой вариант имеют право все учащиеся.

Очно-заочное обучение в колледже

Те, кто решил получать среднее профессиональное образование таким способом, получают возможность работать без отрыва от учебы. Более подробно рассмотрим, что такое очно-заочная форма обучения в колледже. Студенты посещают занятия два раза в неделю в вечерние часы в рабочие дни. Занятия проводятся в двух вариантах. Это лекции, на которых учащиеся получают теоретические знания, и семинары, которые предполагают практическую деятельность.

Одним из минусов является то, что такое обучение не предусматривает наличие бюджетных мест. Проверкой усвоенности учебного материала является сессия, во время которой выдается справка для работы.

Что значит очно-заочная форма обучения в вузе?

Наибольшую популярность такой способ получения знаний получил в институтах. Некоторые приходят получать высшее образование, уже имея специальность. Поэтому им выгоднее совмещать работу и учебу. Что такое очно-заочная форма обучения в институте?

Это посещение лекционных занятий несколько раз в неделю в рабочие и выходные дни. Бюджетных мест не предусмотрено. Но их стоимость значительно ниже дневного, т.к. студентам приходится усваивать большую часть материала самостоятельно. По сравнению с заочной формой лекции проходят чаще и регулярней. У студентов есть возможность получить больше консультаций по непонятным вопросам касательно учебного материала. Поэтому приобретенные на этом отделении знания качественнее, чем на заочном.

Занятия бывают теоретическими, на которых студентам даются все необходимые базисные понятия, и практические, которые проводятся в виде семинаров. Экзамены и зачеты (контроль качества усвоения материала) проводятся в выходные дни. Конечно, это удобно для работающих студентов, но такой график для некоторых кажется напряженным из-за того, что остается немного времени для отдыха.

Отдельно стоит отметить значение такой формы для людей с особыми потребностями. Что значит очно-заочная форма обучения в инклюзивном образовании? Она позволяет ученикам адаптироваться к другим условиям, отличным от тех, в которых они воспитываются. Также это возможность взаимодействия с другими людьми в небольших группах или только с педагогом.

Очно-заочная форма позволяет написать индивидуальную образовательную программу для ученика. Это дает возможность подобрать наиболее подходящие методики для обучения и адекватно оценить обучающегося. Почему вечернее обучение не так популярно в школе, как в вузах?

Потому что школьникам труднее заниматься самостоятельным изучением материала и искать нужную информацию. Такая форма обучения возникла из-за того, что многие студенты работают и хотят получать качественные знания. Поэтому и был найден компромисс между очной и заочной формами обучения. А с развитием вопросов интеграции людей с особыми потребностями в социум такая система получения знаний позволяет им адаптироваться и получить качественное образование. Хотя и не так важно, какую форму вы выберете, главное - это желание учиться.

Что такое очная форма обучения?

Очная форма обучения – одна из четырёх форм освоения образовательной программы среднего,высшего и послевузовского профессионального образования. Еще ее называют классическим дневным обучением.

Очное образование – естественное продолжение школьных уроков. В зависимости от смены пары начинаются в 8 часов утра или после обеда, и длятся 2 академических часа. Обучение ведется с отрывом от работы, в отличие от заочной и вечерней формы.

Образовательный процесс на дневном отделении построен на личном контакте преподавателя истудента, что способствует приобретению глубоких знаний. «Очникам» задают домашние задания, они в обязательном порядке посещают лекции и семинары, проходят практики.

Студенты техникумов и колледжей, поступающие на дневное отделение учатся от 2 до 4 лет. Бакалавры очной формы учатся четыре года, специалисты – не менее пяти, а для получения квалификации(степени) «магистр» необходимо еще два года. Также очные отделения существует в аспирантуре(адъюнктуре), ординатуре и интернатуре.

Закон позволяет перевод с заочного отделения на очное и наоборот. Однако шанс перевестись с заочного на очный, а тем более на бюджетный небольшой. Возможно это при двух условиях: наличии свободных мест и отличной успеваемости. Кроме этого, пройденные предметы и количество академических часов должны полностью совпадать. В противном случае придется сдать дополнительные зачеты и экзамены. А вот с переводом на заочную форму обучения проблем не бывает. Наоборот, вуз рекомендует его отстающим или работающим студентам.

С финансовой точки зрения очная форма обучения самая дорогая. Стоимость на заочных отделениях, как правило, вдвое ниже.

Что такое заочная форма обучения?

Заочная форма обучения – форма организации учебного процесса, которая сочетает в себе черты дневного образования и самообучения. Большой объём знаний (70 %) студенты заочного отделения осваивают самостоятельно. Однако в соответствии с государственными стандартами подготовки специалистов с высшим образованием заочная форма обучения осуществляется по тем же учебным планам, в том же объеме и с тем же перечнем изучаемых дисциплин, что и дневная. Диплом о высшем образовании един как для студентов очной формы, так и для заочников. Форма обучения указывается в приложении к диплому.

Основной отличительной чертой заочной формы обучения является срок обучения (6 лет вместо традиционных 5 лет) и получение образования без отрыва от производства. Заочники учатся в два периода. Во время установочной сессии преподаватели читают вводные лекции, дают списки литературы, контрольные задания, темы рефератов и курсовых работ, приблизительные вопросы зачётов и экзаменов. Как правило, между установкой и экзаменационной сессией проходит полгода.

Система образования предоставляет все желающим различные варианты форм обучения. Сделать выбор можно в зависимости от своей занятости. Всем известна очная и Однако с развитием технологий постепенно популярность набирает дистанционная. Но есть разновидность, которая совмещает в себе основные признаки всех видов. Иногда ее называют еще вечерней. Не все имеют точное о ней представление. Что значит очно-заочная форма обучения?

Особенности такого способа

Для начала нужно определить, что значит очно-заочная форма обучения. Ученик (студент) приходит на уроки (лекции) определенное количество раз в неделю. Это могут быть будни или выходные дни. Это касается тех, кто учится в колледже и вузе. Занятия могут проводиться по вечерам в будние дни. Эта форма считается наиболее схожей с очной формой обучения.

Достоинства этой системы обучения

Почему же некоторые решают перейти на такой способ получения знаний? Главным преимуществом очно-заочного обучения является то, что студент может совмещать работу и учебу. Но при этом получать более качественные и регулярные знания, чем на заочном. У студента есть возможность применять полученные навыки и знания на практике.

Поступить на такую форму обучения проще, чем на стандартную. Ведь проходной балл по ЕГЭ ниже. Также как и стоимость. Вечерняя форма обходится дешевле, чем обучение на дневном отделении. Несмотря на то, что занятия идут не каждый день, у студента есть возможность участвовать в веселой

Недостатки такого способа обучения

Несмотря на перечисленные достоинства, у очно-заочной формы есть свои минусы. Длительность обучения больше, чем на дневном отделении. Это касается и бакалавриата, и специалитета. Также для некоторых студентов недостатком является проведение занятий в выходные дни.

Разобрав, что значит очно-заочная форма обучения и основные особенности, можно переходить к образовательным учреждениям, в которых может быть такая система получения знаний. Сейчас практически во всех вузах она предусмотрена как на гуманитарных, так и на технических факультетах. Меньшую распространенность эта система получила в колледжах и школах.

Вечерняя школа

Как правило, очень мало учеников выбирают такую разновидность учебы. Что значит очно-заочная форма обучения в школе? Уроки проводятся от 2 до 4 раз в неделю на протяжении всего учебного года. Обучение делится на два этапа. На первом ученик получает базовые знания, на следующем - проводится проверка усвоенности материала.

Для того чтобы школьник получил нужный материал, ему должны предоставить все необходимые пособия. А если возникнет надобность, то составить индивидуальную образовательную программу. Занятия проводятся как в виде стандартных уроков, так и в виде самостоятельной работе. Существуют и другие виды, которые предусмотрены Теперь вы знаете, что значит очно-заочная форма обучения в средних общеобразовательных учреждениях.

Очно-заочное обучение в колледже

Те, кто решил получать образование таким способом, получают возможность работать без отрыва от учебы. Более подробно рассмотрим, что такое очно-заочная форма обучения в колледже. Студенты посещают занятия два раза в неделю в вечерние часы в рабочие дни. Занятия проводятся в двух вариантах. на которых учащиеся получают теоретические знания, и семинары, которые предполагают практическую деятельность.

Одним из минусов является то, что такое обучение не предусматривает наличие бюджетных мест. Проверкой усвоенности учебного материала является сессия, во время которой выдается справка для работы.

Что значит очно-заочная форма обучения в вузе?

Наибольшую популярность такой способ в институтах. Некоторые приходят получать высшее образование, уже имея специальность. Поэтому им выгоднее совмещать работу и учебу. Что такое очно-заочная форма обучения в институте?

Это посещение лекционных занятий несколько раз в неделю в рабочие и выходные дни. Бюджетных мест не предусмотрено. Но их стоимость значительно ниже дневного, т.к. студентам приходится усваивать большую часть материала самостоятельно. По сравнению с заочной формой лекции проходят чаще и регулярней. У студентов есть возможность получить больше консультаций по непонятным вопросам касательно учебного материала. Поэтому приобретенные на этом отделении знания качественнее, чем на заочном.

Занятия бывают теоретическими, на которых студентам даются все необходимые базисные понятия, и практические, которые проводятся в виде семинаров. Экзамены и зачеты (контроль качества усвоения материала) проводятся в выходные дни. Конечно, это удобно для работающих студентов, но такой график для некоторых кажется напряженным из-за того, что остается немного времени для отдыха.

Отдельно стоит отметить значение такой формы для людей с особыми потребностями. Что значит очно-заочная форма обучения в инклюзивном образовании? Она позволяет ученикам адаптироваться к другим условиям, отличным от тех, в которых они воспитываются. Также это возможность взаимодействия с другими людьми в небольших группах или только с педагогом.

Очно-заочная форма позволяет написать индивидуальную образовательную программу для ученика. Это дает возможность подобрать наиболее подходящие методики для обучения и адекватно оценить обучающегося. Почему вечернее обучение не так популярно в школе, как в вузах?

Потому что школьникам труднее заниматься самостоятельным изучением материала и искать нужную информацию. Такая форма обучения возникла из-за того, что многие студенты работают и хотят получать качественные знания. Поэтому и был найден компромисс между очной и заочной формами обучения. А с развитием вопросов интеграции людей с особыми потребностями в социум такая система получения знаний позволяет им адаптироваться и получить качественное образование. Хотя и не так важно, какую форму вы выберете, главное - это желание учиться.

С дневным отделением все понятно: «дневникам» обеспечены насыщенная студенческая жизнь, регулярное общение с преподавателями, полный объем положенных знаний, а что гарантируют ВУЗы «заочникам»? Согласно государственным стандартам обучение студентов заочного отделения осуществляется по тем же учебным планам и дисциплинам, что и у дневного, а дипломы «очников» и «заочников» равноценны: форма обучения, как правило, указывается в приложении к диплому, а не в самом документе.

Стоит отметить, что у заочного образования есть большой плюс: демократичная стоимость (по сравнению с очной формой обучения) и сравнительная легкость поступления. Для сравнения в СПбГУКиТ очное направление «Менеджмент» обойдется в 90 000 рублей, заочное — около 50 000 рублей.

Согласно исследованиям электронного научного журнала «ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ 2014» (№ 7), именно эти параметры повлияли на то, что за последние несколько лет численность «заочников» в стране возросла на 2161 тыс.человек, тогда как в полку «очников» прибыло почти в два раза меньше. Там же высказалось опасение, что процент студентов заочного отделения слишком высок, и в идеале их должно быть не больше 10-15% от общего числа, тогда как сейчас в России их более 50%.

Однако, несмотря на все возрастающую популярность дистанционного обучения, ведущие ВУЗы страны отказались от заочных отделений: СПбГУ, МГУ, МГТУ им. Баумана прекратили набор «заочников» с 2010 года, ссылаясь на слишком низкое качество такого образования. Интересно, что законодательно компетенция «очников» и «заочников» одинакова: равноправные дипломы предполагают, что знания и уровень образования у тех и других студентов также одинаковый. Такой нормативный документ как «Единый квалификационный справочник» содержит описания требований к претендентам на ту или иную профессию: претенденты на должность менеджера, архитектора, инженера или биржевого маклера должны в обязательном порядке иметь высшее образование, но как именно должен был обучаться специалист, справочник не уточняет.

...а как в бою?

Следовательно, в России можно не только заочно получить высшее образование, но и найти работу по специальности, имея в дипломе такую пометку. Но котируются ли специалисты — «заочники» на рынке труда? Как обстоит дело на практике рассказала заместитель начальника управления кадров главного управления по организации работы с персоналом факультета журналистики СПбГУ Краснова Елена Павловна : «Если говорить о трудоустройстве и конкуренции студентов очного и заочного отделения после ВУЗа, то все зависит от сферы деятельности выпускников, предпочтений начальства и того, что в данной профессии ценится больше: классическое полное образование или опыт работы. Во многих фирмах, например, в диплом просто не заглядывают, проверяют лишь его наличие, потому не знают, какое отделение заканчивал соискатель. А в научной и преподавательской деятельности есть определенные требования, и если они соблюдены выпускником заочного отделения, но не соблюдены выпускником дневного — предпочтут, конечно, первого. Дневное образование, несмотря на такие нюансы как опыт или стаж, считается более престижным и обширным, чем образование человека, который многое изучал самостоятельно, совмещая обучение с работой или семьей. Однако по опыту могу сказать, что при равном раскладе сил перевес все-таки окажется на стороне „очника“».

С ней соглашается начальник аналитического отдела химической лаборатории НИИПМ Таисия Алексеевна Приходько : «При приеме на работу отдам предпочтение „очнику“. Скажу больше, мои коллеги, руководители других наукоемких производств, также предпочитают брать на работу студентов — „дневников“. О другом и речи быть не может. Студент заочного отделения вынужден большую часть материала изучать самостоятельно: знание классической теории у него плохое, практики в лабораторных условиях, как правило, нет. Следовательно, уровень образования у них гораздо ниже, чем у студентов очных форм обучения».

Мнения экспертов совпадают с результатами исследования Высшей Школы Экономики: при трудоустройстве выпускники очного отделения действительно пользуются преимуществом. Более чем в половине случаев именно «очник» получит желаемую должность. Причем чаще всего работодатели ссылаются на довольно низкое качество заочного образования, однако отмечают: это неприятное различие с лихвой нивелируется опытом работы «заочников».

Главный редактор газеты «Экстраблог» Павел Желтов : «Я отношусь к той категории работодателей, у которых нет предпочтений в плане формы образования: если соискатель может продемонстрировать необходимые навыки, то мне не важно, на каком отделении он учился. Считаю, что люди, которые имеют опыт работы в необходимой работодателю сфере, ценятся независимо от формы образования. Возможно, на гос.службе и есть различия, но в целом на рынке труда наблюдаю такую тенденцию и сам беру людей на работу, исходя из этих критериев».

Дело в профессии

Действительно, на современном рынке труда фактор опыта работы имеет большое значение, но вступает в конфронтацию с уже известным нам утверждением о том, что студенты очного отделения лучше. Очевидно, есть решающий фактор, которым работодатели руководствуются при отборе кандидатов в той или иной сфере. Если дело не в личном предпочтении рекрутеров, то, может быть, соль в самой профессии? Возможно, заочная форма обучения, которая никак не скажется на карьере журналиста, будет большим минусом в резюме инженера или математика-программиста.

Начальник отдела маркетинга правового консорциума «Кодекс» Татьяна Селиванова видит решение дилеммы в следующем: «Я считаю, что ценность студентов очного или заочного отделения на рынке труда зависит от того, в какой сфере они собираются применять свои знания. Если журналист или PR-менеджер к моменту выпуска из университета имеет внушительное портфолио и большой опыт работы — меня, как начальника, не смутит, что человек обучался заочно. Совсем другое дело наукоемкие, медицинские, проектировочные работы. В этих сферах необходим не столько опыт, сколько колоссальные знания в своей профессиональной области. Здесь без теории не обойтись, а она несравнимо лучше на дневном отделении. В этом случае очное обучение — большой плюс для работодателя».

Приближается пора поступлений, а вы до сих пор не знаете, что лучше и что выбрать: очное или заочное обучение? Давайте попробуем разобраться и решить этот непростой вопрос.

В данный момент в современной России существуют 4 формы обучения:

  • Очное (когда требуется приходить каждый день днем на занятия, 2 раза в год сессия)
  • Заочное (когда сессия всего 2 раза в год и приходите 2 раза, каждый раз сессия длится приблизительно 20-21 день. На сессии первые 2 недели преподаватели начитывают материал, оставшиеся дни экзамены и зачеты).
  • Вечерняя (когда требуется приходить каждый день вечером на занятия, 2 раза в год сессия)
  • Дистанционная (когда не надо ездить в учебное заведение, все лекции проходят по скайпу, а контрольные, зачеты и экзамены - всё сдается по электронной почте).

Среди многообразия форм обучения, очень правильно выбрать 1 единственную.

Очное обучение

Очное обучение - считается самым тяжелым из всех предложенных, так как программа на очном отделении гораздо насыщеннее. Все выпускники школ первым делом стремятся поступить на очное обучение, а уже затем рассматривают оставшиеся варианты. У судентов-очников есть больше возможности общаться с преподавателями. Проходить все могут одно и тоже, однако у очников более детальные знания, чем у всех остальных. Студенты очного отделения учатся каждый день, приходят на занятия к 8:30 и до 17:00, а бывает что и дольше - в зависимости от учебного заведения. И, конечно же, не стоит забывать про студенческую жизнь. Только студенты очного отделения могут рассказать, что это.- знакомство с сокурсниками, участие в насыщенной студенческой жизни - КВН, концерты, мероприятия итд итп. Единственный минус очного отделения - недостаток времени. Если вы вдруг решите совмещать работу и учебу, то вам точно не на очное отделение, так как работающих с пар не отпускают и не делают свободное посещение.

Заочное обучение

Заочное обучение - такой вид обучения, при котором большее внимание уделяется самостоятельной работе. В году 2 сессии, между которыми студенту заочного отделения дают материал на изучения. Когда заочное отделение приходит на сессию, то происходят своеобразные начитки (преподаватель начитывает материал в сжатой форме), через 2 недели после начитки - зачеты и экзамены. Между сессия на заочном отделении дают на дом выполнение контрольных работ. Если вы работает, то с места учебы выдается справка-вызов, подтверждающая выход на сессию. После сессии, в случае её успешной сдачи, вам выдается справка-подтверждение о прохождении сессии. Как правило, заочную форму выбирают уже работающие люди. Идеально она подходит тем, кто хочет повысить свою квалификацию. Конечно, на заочной форме обучения есть свои трудности - самостоятельное изучение материала. Однако, как правило, и требования к студентам заочного отделения гораздо меньше, чем к студентам очного отделения.

Подводя вывод, можно отметить, если вы:

  • Работаете по специальности, на которую учитесь
  • Работаете и не собираетесь покидать место работы
  • Усидчивый и целеустремленный человек
  • Человек с четким распорядком дня
  • Можете и умеете самостоятельно работать

то для Вас заочная форма обучения.

Если же вы:

  • Выпускник школы этого года
  • Не собираетесь работать
  • Хотите получить твердый фундамент для дальнейшей профессии
  • Мечтаете о насыщенной студенческой жизни
  • Не знаете пойдете или не пойдете вы работать по специальности

то для Вас очная форма обучения.

Так что же выбрать?

Итак, основное - это не выбрать форму обучения согласно получаемым знаниям. Если вы хотите получить крепкие знания, то вы их получите, невзирая на то, какую форму обучения вы выбрали. Всё-таки важно при выборе очного или заочного обучения определиться с вашей мотивацией. Как правило, выпускники школ сразу после окончания школ идут на очное обучение, потому что они не знают куда им пойти и чем заниматься в будущем. Заочное отделение уже для более знающих и понимающих людей. Очень часто идут получать второе образование по заочное форме. Нет хорошей или плохой формы обучения - есть неправильная мотивация и неохота учиться. Если вы не учитесь на очной форме обучения и не работаете, то вряд ли вам облегчит жизнь заочная форма обучения. Поэтому прежде, чем вы соберетесь определяться, расставьте правильно жизненные приоритеты. Безусловно, студент очного отделения получает более крепкую базу и основу. Однако никто не говорит, что студенту заочного отделения приходится меньше учить и проходить. Конечно, к заочному отделению больше поблажек, так как в основном на заочном отделении учатся работающие люди. Если вы выберете эту форму обучения, то помните, что не смотря на работу, вам предстоит между сессиями выполнять задания промежуточного контроля знаний или изучать новые темы. А для этого важна правильная мотивация.

С давних времён процесс обучения высшему был самостоятельным явлением, то есть люди либо учились, либо работали – это, так называемая, очная форма обучения. Но с развитием индустрии потребовались специалисты в большем количестве. Когда им необходимо получить диплом, но они уже работают, очная форма не годится. Поэтому были внедрены другие методы. Рассмотрим детальнее, какие бывают формы обучения, уделим большее внимание очно заочной программе.

Вконтакте

Чем хороша очно заочная форма обучения

Очно заочная форма обучения это учёба в свободное время, обычно по вечерам. Отсюда второе название – вечерняя форма.

Очно заочное обучение выбирается тогда, когда человек имеет стабильную работу. Очная форма здесь подходит мало из-за загруженности учёбой, а заочная — выбивает человека из колеи.

Для очно заочной формы обучения могут быть организованы самостоятельные учебные заведения. В других случаях — она органично дополняет университет с очкой. То есть эти две формы почти не пересекаются по времени, что удобно преподавателям.

Кроме того, эта вечерняя учеба в ВУЗе менее склонна к коррупции, в отличие от заочной. То есть вариант, когда студент что-то делает преподавателю во время уроков, здесь нечастое явление.

Основные понятия

Лекция – это вид доклада , когда преподаватель преподносит информацию, а студенты его слушают (записывают). Вопросы обычно во время процесса не задаются, но и такое возможно. Лекция нужна тогда, когда даётся большой и разнообразный объём материала. Здесь можно преподавать одновременно большому количеству студентов: в аудитории собираются сразу несколько групп, которым читает лекцию один человек.

Семинар – это углубленны метод преподнесения материала. Каждой группе (или даже полугруппе) даётся один человек (учитель), который рассказывает конкретный материал, показывает, как решаются задачи. Далее он даёт возможность справиться с заданием студентам. На семинаре между учителем и студентами идёт довольно активный диалог, который и является главной задачей такого вида учебного процесса. Также, на семинарах могут делаться доклады студентами.

Во время учебы проводятся лабораторные работы. Преподаватель заранее выдаёт задание, чтобы студент ознакомился дома с теорией и установкой. Далее лабораторная работа проходит внутри ВУЗа. Данные, полученные в результате опытов, студент записывает, а дома оформляет саму работу. В серьёзных ВУЗах набор оборудования приходится на одного-двух студентов во время выполнения лабораторного опыта.

Сегодня есть тенденция замены реального оборудования виртуальным или вообще программой, что является недостатком.

Какие бывают формы обучения

Традиционным видом получения образования является очная форма, она и наиболее качественная. Чтобы разрешить проблему совместимости работы и учёбы в советское время, были введены заочная и вечерняя формы. Изучим подробнее, что это.

Заочная

Заочка предполагает перерыв в работе на время учёбы, который составляет примерно месяц в полгода. То есть, в течение месяца человек ходит не на работу, а на учёбу (сессия). В остальное время он трудится на предприятии и делает задания у себя дома.

Вечерняя

Вечерняя форма вообще не предполагает перерывов в трудовой деятельности. Студент посещает занятия регулярно, но в свободное от работы время (в основном вечером). Отсюда и название, но также такой вид образования имеет и другие наименования – очно заочное или сменное обучение.

Дистанционная

В последнее время появилась ещё один вид учебы – . Это когда студент не посещает ВУЗ, а занимается дома. Все занятия проводятся посредством Интернета.

Далее будут рассмотрены эти системы более подробно, кроме последней. Форма обучения в ВУЗе выбирается человеком самостоятельно. Сменить одну на другую в дальнейшем возможно, но обычно возникает трудность совмещения пройденного материала. То есть, надо будет досдавать какие-то предметы.

Чем отличается очная форма

При очной форме студент посещает занятия регулярно в течение 5-6 дней в неделю. В различных ВУЗах длительность учебного времени разная. Оно подсчитывается в учебных часах.

Если сравнивать два ВУЗа между собой, то программа в одном из них может быть значительно насыщенней и глубже . По учебным часам, также могут быть различия более чем в два раза за одну сессию. Грубо говоря, за два-три года студент одного ВУЗа узнаёт столько, сколько студент второго не выучивает и за пять лет.

Логично поинтересоваться, а как ценятся дипломы ВУЗов, если их уровни подготовки разительно отличаются? Было бы справедливо, чтобы один диплом, где обучение шло серьёзней, ценился бы больше. В большинстве случаев преимуществ никаких нет. Часто на диплом вообще не смотрят, или ценят не более качественный ВУЗ, а тот, с которым знаком наниматель.

Внимание! Кроме лекций и семинаров, даются задания на дом. Так что говорить о совмещении работы и учёбы не приходится, хотя это и случается.

Очное обучение на сегодняшний день самое распространенное у нас в стране.

Учеба на заочном отделении

Заочное получение знаний принципиально не отличается от очного. Разница состоит в том, что учёба длится не полгода, а около месяца. Соответственно, студенты в это время учатся и по выходным. На этот период они отпрашиваются с работы, если такое возможно. Для заочного обучения часто приходится ездить в другие города, поэтому заранее следует подумать о временном жилье.

Курсы на заочном отделении короче по учебным часам. Домашние задания, лабораторные работы могут выполняться и сдаваться не только во время учёбы, но и в течение всего полугодия. Между сессиями проводятся экзамены.

Если на очное отделение студент приходит обычно сразу после школы, имея хорошую подготовку, то на заочное студент может попасть, уже порядком подзабыв школьную программу. То есть уровень подготовки абитуриента, поступающего на заочное отделение ниже, чем поступающего на очное. Следовательно, подготовка студента будет ниже.

Практикуется также процедура, когда студент приходит после получения средне-специального или высшего образования. Тогда учеба начинается не с первого курса, а со 2-го или 3-го. Раньше, когда готовили специалистов, можно было поступить на третий курс.

Поскольку занятия проходит не ежедневно, как у очника, то длятся они на год дольше. Это касается получения диплома инженера (специалиста) и .

Важно! П редметы на заочке несколько отличаются от предметов на очной. Это связано с различной подготовкой по общим предметам или другими факторами. В частности, если на очной форме всегда есть предмет «физкультура», то у заочников его обычно нет.

Для заочки закрыты многие , такие как врач, пилот, и другие (строго говоря, не закрыты, но поскольку эти специальности «на виду», то диплом могут «аннулировать»).

Диплом заочника открывает перед человеком двери в организациях, требующих от сотрудников наличия в/о.

Очно заочная форма обучения предполагает много самостоятельной подготовки

Плюсы и минусы заочного в/о

На заочку люди обычно приходят, если они уже работают. Поэтому у них на полноценную учёбу времени не хватает. Значит и подготовка у них ниже. Перечислим плюсы и минусы заочного получения диплома.

  • совмещение работы и учёбы;
  • меньше времени уходит на учёбу, если подсчитать часы;
  • во время учёбы вы знакомитесь с ребятами, которые уже имеют работу.
  • более низкая подготовка, чем при очной форме;
  • меньше изучаемых предметов;
  • учёба длится на год больше;
  • нет активной студенческой жизни.

При устройстве на работу форма обучения особой роли не играет.

Что лучше, заочное или очное обучение

Очное обучение, по объективным причинам, лучше, если вы собираетесь стать профессионалом по своей специальности.

Несколько странным выглядит заочная учеба в высших военных училищах. В случае начала боевых действий, специалисты, вышедшие из таких учебных заведений, вряд ли смогут командовать подразделением.

Как ни парадоксально, но учеба на очном отделении оставляет больше свободного времени для увлечений. Дело в том, что сегодня стабильная работа — это редкое явление. Часто человек находится в процессе постоянного поиска работы. Из-за этого у него нет времени не только на хобби, но даже сессию он может полностью или частично пропустить.

Отличие дипломов

В Интернете приводятся примеры бланков и дипломов. Там не сказано, по какой форме вы учились. Определить различие можно по количеству учебных часов, которые приводятся в приложении. Однако, часто на это не смотрят. Диплом заочника имеет такую же силу , как и диплом очника.

Очно заочная (или вечерняя) форма

Очно-заочная форма обучения, иначе говоря, вечерняя, проходит по общим правилам, только время учёбы студента выбирается таким образом, чтобы не затрагивать саму работу. Обычно трудится он днём, а учёба проходит вечером или в выходные.

Поскольку занятия регулярные, то можно ожидать более высокую подготовку, чем при заочной форме. В то же время, это тяжело для человека по физическим причинам. Поэтому программа здесь будет отличаться от программы для очников, чтобы не перегружать студента.

Эта форма предполагает стабильную работу. Именно в этом случае можно говорить о каком-то графике учёбы. В то же время, это даёт возможность и для хобби.

Чтобы стимулировать студента к самостоятельной работе и развить его творческие данные, нередко, при данной форме обучения, студенты готовят доклады. Время обучения в этом случае на год длиннее, чем при очной форме.

Если вы уже нашли работу, то должны выбрать заочное или вечернее обучение. Поэтому далее будут перечислены плюсы и минусы вечерней формы.

  • совмещение работы и учёбы;
  • предполагается стабильный график занятий;
  • более качественная подготовка, чем при заочной форме;
  • знакомство с людьми, которые уже работают.
  • менее качественная подготовка, чем при очном обучении;
  • обучение длится дольше, чем при очной форме.

Внимание! Студенты часто делают доклады.

Диплом вечерней формы ценится так же, как и остальные. А что лучше выбрать, человек решает сам, в зависимости от обстоятельств.

Вечерняя форма обучения это отличная возможность получить диплом, одновременно работая по выбранной специальности.

Квалификация

Какие бывают уровни обучения? Сегодня учеба проходит в два этапа . Сначала готовят бакалавра. Это четыре года обучения, за которые студент должен обладать достаточным уровнем знаний. Далее ещё два года учат на магистра – преподаются узконаправленные предметы, идет углубленное изучение.

Важно! Надо понимать, что не магистр является специалистом, а уже бакалавр. Иначе в двухуровневой системе нет смысла.

Очное, очно заочное, заочное образование

Очно-заочное обучение в Специалисте

Вывод

Все формы обучения хороши при наличии у человека стремления к знаниям и готовности полностью отдаваться учебному процессу.