Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением. Предлоги В,На,ПОД (1-ое занятие) Логопедическое занятие предложение с предлогом по

План конспект пробного фронтального задания на тему: «Предлоги В, На, Под»

КОНСПЕКТ

Логопедического занятия,проведенного студенткой 505 группы дефектологического факультета МПГУ Ястребовой Т.В. в группе №8 для детей с общим недоразвитием речи ДОУ№1043 Южного учебного округа г. Москвы

Цель: уточнить пространственное отношения, выраженные предлогами В, На, Под; учить детей выделять эти предлоги предложениях.

Задачи:

    развитие и уточнение пространственных представлений

    познакомить детей со значением предлогов «В», «НА», «ПОД»;

    развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схемы предлогов, индивидуальные карточки с заданием.

Ход занятия:

1.Организационный момент (3минуы)

Логопед: Ребята назовите животных, которых вы знаете. Кто правильно назовет, то сядет.

2.Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, под. (6 минут)

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово»(предлог) , логопед говорит о том, что мы стали взрослее и теперь «маленькие слова» мы будем называть взрослым словом- предлоги.

В - появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

4. Составление предложений с предлогами (по картинке). (6 минут)

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Картинки вывешиваются на доску:

Шустрик под зонтом, под ковром

Шустрик на стуле, на столе

Шустрик в корзине

5.Дидактическое упражнение «Составь предложение» (8 минут)

Логопед: дети давайте поиграем, я буду называть вам предложение, а вы должны сказать, какой предлог вы там услышите, я буду по очереди каждому кидать мяч, а вы с ответом будете мне его возвращать.

Предложения:

Под столом лежит арбуз, На столе стоит стакан; В ящике стола лежит карандаш; Под ёлкой сидит ёжик, На ёлке сидит птичка, В дупле живет белка, Под листом спрятался червяк, На дороге лежит коробка, я стою под деревом, мы пошли в школу, я играю на пианино, в корзине сидит кот, я катаюсь на велосипеде.

6. Динамическая пауза. (4 минуты)

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь, (дети встали прямо,улыбнулись)

Выше, выше потянитесь. (потянуться)

Ну-ка, плечи распрямите, (распрямить плечи)

Поднимите, опустите. (поднять плечи, опустить плечи)

Влево, вправо повернитесь, (повернуться влево и вправо)

Рук коленями коснитесь. (руками коснуться коленей)

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте (сесть-встать (2раза)

Вы, надеюсь, не устали? (вернуться в исходное положение)

7. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Ребята у вас на столе лежат конверты, откройте их. У вас у каждого там лежит картинка, составьте по ней предложение и назовите маленькое слово, которое в нем используется. (В,НА,ПОД)

Поросенок сидит в коробке.

Собачка спряталась под коробкой.

Рыбки плавают в аквариуме.

Яблоко лежит в коробке

Яблоко лежит на коробке

Мальчик сидит под раковиной

Чашка стоит на столе

Гномик стоит под грибом

Птичка сидит в клетке

Кот сидит на стуле

Белочка сидит на ветке

Мышка сидит в чашке

Девочка спряталась под лодкой

Зайчик сидит в шляпе

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей. (1 минута)

Логопед: Спасибо ребята, что вы все сегодня были такими внимательными и так хорошо отвечали. А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Дети: о предлогах

Логопед: О каких именно, кто вспомнит как они называются?

Дети: В, На, Под

Логопед: Молодцы!Наше занятие окончено.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

Оборудование:

Скачать:


Предварительный просмотр:


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда

Тихоновой М.А.

Тема занятия : предлоги В, НА, ПОД.

Цели:

1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.

2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.

3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.

4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.

5.Развитие слухового внимания и памяти.

Оборудование:

схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».

План занятия.

Организационный момент.

Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:

На пригорке и под горкой

Под берёзкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

1. Уточнение пространственных значений предлогов,

Знакомство с понятием «предлог».

На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.

Когда мы говорим эти маленькие слова? –

В: когда предмет находиться внутри

НА: когда предмет находиться сверху

Под: если предмет внизу.

Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги .

2. Игра «Найди предлог».

Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).

Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.

3. Анализ рассказа.

Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:

Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша . Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: « под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.

Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.

4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы,

Мы в корзинки их собрали,

Быстро к дому подбежали.

Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

И в наш домик приглашаем.

В доме стол на тонкой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом!

Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:

Встань на ковер

Подойди к стульчику

Подпрыгни вверх

Встань на носочки

Найди вертолёт

Поднять левую над головой

Положить левую ладонь под правую

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.

6. Исправь ошибки в рассказе Карлсона.

Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!

Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.

7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением;
  • дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»;
  • учить соотносить предлог с его схематическим изображением;
  • упражнять в правильном употреблении предлога с существительным;
  • закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления, пространственное мышление;
  • развивать зрительную память;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • совершенствовать выразительность чтения;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
  • воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.

Оборудование: магнитная доска или фланелеграф (для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Загадка . Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик).

2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза).

Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза.

3. Отработка скороговорки.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа - иголки.

Алгоритм работы:

  • Чтение хором.
  • Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов.
    А) Кто лежит? Б) Что делает ёжик? В) Где лежит? Г) Что у ежа?
  • Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа.
  • Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.

4. Сообщение темы занятия.

Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку).
(На доску выставляется дерево с предлогами: над, под, на, за, к, у, около).
- Что это за слова?
- Правильно, эти маленькие слова называются предлогами. Они пишутся отдельно от других слов. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово.
- У какой ёлки? (У зелёной, у колючей и т. д.)

5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске.

(Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами).

Как ёжик и хомяк расставили предлоги.

Жил - был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды…

Проснулся ёжик и видит - всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их.

Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка.

Эй, белка, где ты? Может под деревом?

Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком.



Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй.

Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика.

Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под / . Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/ .

Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/ . А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала:

Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно.

- Вопросы к детям по сказке:

1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму?

6. Работа в тетрадях.

Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около .
1. Белка сидит _____ ветке. 2. Дуб растёт ___ дороги. 3. Ёжик подошёл ___ полю. 4. Муравей спрятался _____ деревом. 5. Крот живёт ______ землёй. 6. Птицы летают ______ деревьями. 7. Избушка стояла ________ полянки. (Проверка задания)

7. Динамическая пауза.

Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. (Можно повторить несколько раз эти упражнения).

8. Игра «Живые слова».

(В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку. Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение.

Дети наглядно убеждаются в том, что предлог - это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза.

Примерные варианты предложений для игры в конверте:

  1. Бабочка порхает над красивым цветком.
  2. Щенок спрятался под старым диваном.
  3. Около луга течёт глубокая река.
  4. На небе ярко светит солнышко.

9. Составление фигур из спичек.

Вскрывается конверт № 2 с образцами.

Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе.

Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д.

10. Схематическое изображение предлогов.

Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов.
Составление словосочетаний и предложений с ними.

11. Игра «Лото»

Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой.

На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у

и картинки с изображением сюжетов:

1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза.

Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой.

12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3)

Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.

13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток».

На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом.

14. Подведение итогов занятия.

Смысловая рефлексия.

С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении?

Эмоциональная рефлексия.

На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие:

  • за облаком, если занятие не понравилось
  • над облаком, если занятие очень понравилось
  • под облаком, если занятие не очень понравилось

Пароль на выход . Назови один любой предлог.

Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
Как показал опыт работы с детьми, не усваивающими предлоги, введение таких упражнений, использование перечисленных методов и приёмов непосредственно в структуру занятий по развитию грамматического строя речи, способствует осознанию предлога как средства выражения пространственных отношений между предметами, формирует представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове, помогает детям выделить предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова, а также помогает раскрыть значение предложного управления и подготавливает учащихся к последующему этапу - дифференциации предлогов, а также различению предлогов и приставок.

Групповое логопедическое занятие по теме « Предлог как отдельное слово» с учащимися 3-го класса адаптивной школы-интернат

Учитель-логопед Андрющенко А.И.

Тема: « Предлог как отдельное слово»

Цели : формировать представление о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознания и написания предлогов; развивать и уточнять пространственные представления; корригировать и развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать интерес к знаниям, уважение друг к другу.

Оборудование: тетради, ручки, ребусы, карточки, карточки с написанными предлогами выставлены на боковом стенде, таблицы, карточки с парами слов для составления словосочетаний, игровые задания (7) по теме «Предлог» , используемые при работе по методике Монтессори.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Какой сегодня день?

В какие дни вы посещаете занятия?

2. Объявление темы занятия.

На доске написаны 2 предложения: Дети пишут в тетради. Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните два предложения.

Что в них общего?

Чем данные предложения отличаются?

Как называются эти коротенькие слова?

Как пишутся предлоги с другими словами?

Сделайте вывод о предлогах.

Расскажите стих о предлогах.

Мы предлогов много знаем.

Мы их все запоминаем:

На лугу, у дома, в поле,

С классом, от подруги, к школе,

По тропинке, из берлоги –

Отдельно пишутся предлоги.

Запомните правило: слова на, в, у, с, из, к, от, над, под, за – это предлоги. Предлоги пишутся отдельно.

3. Игра «Соедини при помощи предлога». Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания: мяч-стол капуста-магазин пирог-молоко Саша-товарищ машина-дорога мальчик-дом поезд-рельсы желудь-дуб

4. Работа по карточкам в тетрадях. Вставить необходимые предлоги. Прочитать, что получилось.

Мотоцикле

ехали деревню

Автобусе

а) Устный разбор.

б) Письменная работа.

в) Проверка выполненной работы.

5. Физминутка. Выполняют в кругу.

По тропинке леший шел, на поляне гриб нашел. (Ходьба.)

Раз – грибок, два – грибок, вот и полный кузовок. (Приседание.)

Леший охает: устал от того что приседал.

Леший сладко потянулся и до пола дотянулся.

И налево, и направо потянулся. Вот и славно.

Леший выполнил разминку и уселся на тропинку.

6. Игровое задание « Правильно – неправильно»

Найти ошибки в употреблении предлогов В и На. Поставить в таблице знак «+» под предложением с правильным высказыванием; знак «-» под номером неправильного высказывания.

1 На стене висит портрет.

2 Суп варят на кастрюле.

3 Сорока сидит в дереве.

4 Мальчик стоит в мосту.

5 Дети гуляют на лесу.

6 Ключи лежат в кармане.

7 Продукты хранятся на холодильнике .

8 Мы живем в пятом этаже.

9 Я люблю стоять на балконе.

10 Книги лежат в портфеле.

Таблички для каждого ученика. Учитель читает предложения, указывая его номер, ученики ставят соответствующие знаки под номером предложения.

Проверка выполненного задания. Ученик читает номер и знак, все следят.

7. Коррекционно-развивающая минутка «Ответьте на вопросы»

Перед домом сад. Что позади?

Саша зашел за другом. Кто был дома?

За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

За домом огород. Что впереди?

За хлебом пошел Сережа. Что нужно купить .

Например:

9. Работа над предлогами с использованием методики Монтессори.

На отдельном столе стоят 7 игровых заданий:

Лото «Подбери предлог к картинке»

Лото «Подбери предлог к схеме»

Лото « Подбери предлог»

«Правда или шутка»

Лото «Подбери картинки к предлогу»

«Два из трех»

Лото «Замени схемы предлогами»

Каждому выбрать себе задание и работать самостоятельно. Учитель-логопед подходит к каждому ученику и дает ему краткий индивидуальный урок (1-2 мин).

10. Итог урока.

Игра «Предлог – не предлог».

Я буду называть предлоги и слова, обозначающие предметы. Если я произнесу слово-предмет, вы молчите, услышав предлог – хлопните в ладони.

Стол, из, на, кот, в, рис, у, с, брат, нос, под, к, кран, от, над, зонт, за.

Чем мы занимались на занятии?

Назовите предлоги.

Что это такое?

Дайте определение.

Литература:

«Путешествие в страну падежей» Л.М. Козырева

Ярославль Академия Развития 2001г.

«Русский язык для образовательных учреждений VII-VIII видов»

Издательство «Учитель» Волгоград 2012г.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • совершенствование лексико-грамматического строя речи;
  • сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления
  • Задачи:

    образовательные:

    • отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
    • работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
    • сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
    • дифференцировать предлоги противоположного значения;
    • подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.

    развивающие:

    • развивать память, внимание, мышление;
    • расширять словарный запас;
    • совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
    • развивать монологическую речь;
    • учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
    • развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.

    воспитательные:

    • воспитывать культуру коммуникации;
    • формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

    коррекционная:

    • устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

    Оборудование:

    • таблица символов-предлогов;
    • предметные картинки;
    • карточки для фронтальной работы;
    • сюжетные картинки;
    • наборы предлогов;
    • карточки с текстом;

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на, в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек

    (На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.

    Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.

    Где стоит клетка?

    Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.

    Где лежат карандаши?

    Где сидит мышка?

    Где порхает бабочка?

    Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.

    Какие предлоги вы использовали в своих ответах?

    Как предлоги пишутся со словами?

    II. Сообщение темы занятия.

    Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.

    Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.

    Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.

    Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл немного
    Ветками черёмух,
    Пожурил за что-то
    Воробьёв знакомых.

    Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.

    III. Работа по теме занятия.

    Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.

    Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.

    Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.

    Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.

    Дети самостоятельно делают выводы.

    Слайды № 5 -6

    Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.

    Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.

    Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

    Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.

    Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.

    Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?

    Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.

    Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.

    Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?

    Запишите предложение в тетрадь.

    Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.

    Первая остановка покажет кто самый внимательный.

    Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.

    Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.

    Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.

    Хитрая лиса подкралась к норе.
    Ученики ходили на экскурсию в музей.
    Пироги вынули из печи.
    На двери повесили замок.

    Слайд № 9.

    Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.

    Ребята, прочитайте предлоги.

    Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.

    Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.

    Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.

    Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.

    Динамическая пауза.

    Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.

    Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.

    Над окном - под окном
    Под землёй - над землёй
    К двери – от двери
    Перед уроком – после урока
    От дома – к дому
    В портфель – из портфеля
    Из школы – в школу
    На ветку - с ветки.
    Перед домом - за домом.

    Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.

    Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.

    Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”

    Работа проводится с опорой на слайд № 12.

    Внимательно послушайте мой второй вопрос.

    Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?

    Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.

    На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.

    Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.

    Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.

    Слайд № 14.

    Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.

    V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.

    1. Чему мы учились на занятии?
    2. Что такое предлоги?
    3. Какие бывают предлоги?
    4. Для чего они нужны?
    5. Что показалось трудным
    6. Какие задания были интересны?

    Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.