Как смазывать велосипедные колеса. Смазки для подшипников: виды и как выбрать

Правильный уход за велосипедом обеспечивает его комфортное и беспроблемное использование. Профилактика поломок обеспечивается за счет своевременной замены расходных материалов, регулярной мойке и смазке. Сегодня задумываться, чем смазывать подшипники велосипеда, нет необходимости – автомобильные и строительные магазины представляют широкий ассортимент материалов в разной ценовой категории.

Зачем смазывать подшипники?

В велосипедах используется подшипник качения, который состоит из внешнего и внутреннего колец с дорожками качения, шариков (тел качения) и сепаратора – кольцеобразной болванки с отверстиями для шариков. И принцип действия и заключается в движении за счёт трения шариков о дорожки на кольцах.

При трении, возникающем от движения, происходит естественный износ деталей – тел и дорожек качения. Наличие смазки повышает их и работоспособность и износостойкость.

В велосипеде подшипники помещаются в:

  1. Втулки. Втулка переднего и вмещает в себя несколько подшипников и обеспечивает вращение колеса вокруг своей оси. Этот узел представляет собой рычаг и точку опоры, чем лучше качение и скольжение подшипника во втулке, тем проще крутится колесо. Достойная в качестве и достаточная в количестве смазка также обеспечит сохранение энергии.
  2. Каретка – один из основных двигательных узлов велосипеда, обеспечивающая вращение шатунов (перемычки между педалями и кареткой) и обуславливающая простоту движения. Хорошо смазанная каретка не доставит проблем, ведь наибольшая потеря педальной энергии может быть именно из-за неё. На каретку же надевается велосипедная цепь.
  3. Педаль – это точка опоры, место появления двигательной энергии, где от качества смазки зависит комфорт и простота езды.
    Рулевая колонка – место соединения рамы, руля и вилки. Качественный и смазанный подшипник рулевой колонки позволяет комфортно пользоваться велосипедом.

Подшипники бывают с защитными крышками, сохраняющими внутренности от попадания грязи и мусора, и без крышек – подобные конструкции особенно чувствительны к внешним воздействиям и загрязнениям, требуют более тщательной и объёмной по количеству смазки, которая при выходе из устройства заберёт с собой грязь.

Важно! Время обработки стоит выбирать отталкиваясь от частоты и интенсивности пользования велосипедом – при ежедневном использовании смазку необходимо проводить чаще, чем при более редком. Однако в обоих случаях рекомендуется проводить профилактику не реже нескольких раз в сезон с одинаковой периодичностью.

Работы займут не более получаса, однако появится твёрдая уверенность в безопасности и работоспособности велосипеда.


Виды смазок

Перед походом в магазин рекомендуется выбрать оптимальный по качеству вариант для смазки, чтобы не тратить лишних денег и времени.
Часто используются пластичные смазки, предназначенные для уменьшения трения в узлах. Благодаря своему составу они не стекают с вертикальных поверхностей, удерживаются в негерметичных подшипниках. По свойствам делятся на:

  1. Консервационные – для предотвращения коррозии металлов и механизмов;
  2. Антифрикционные – для снижения износа и трения в подшипниках.

В классификацию входит ещё несколько пунктов, но они не имеют отношения к подшипникам и созданы для канатов и резьбовых систем.

  1. Кальциевые смазки – обыкновенный солидол, гидратированная смазка, сгущённая кальциевым мылом, которая обладает высокой вязкостью и плохой вымываемостью, так что используется больше в автомобильной промышленности. К кальциевым смазкам относится ЦИАТИМ 221, загущенная термостойкая, изначально создаваемая для обработки подшипников. Позволяет работать механизмам при температуре окружающей среды от -60 до + 150С. Обладает водостойкими свойствами, сохраняет рабочие свойства при ошпаривании и кипячении.
  2. Литиевые смазки являются разновидностью пластичных, загущенных с помощью литиевого мыла и стеариновой кислоты. Представляет из себя эмульсию в виде вязкого геля, обладающую термостойкостью, хорошей адгезией к металлам и не вызывающую коррозии.

ЦИАТИМ 203 является более ранним аналогом вышеуказанной смазки и имеет меньшую рабочую температуру – от -50 до +90С. Также имеет более низкие качественные характеристики, однако для обычного использования велосипеда разницы не имеет и влияет только на работу серьёзной техники – самолётов, автотранспорта и т.д.

Литол-24 превосходно подходит для всех типов подшипников, используемых в велосипедах. Обладает высокой стабильностью, водостойкостью, не упрочняется при нагревании. Температура работы от – 40 до +120С. Обладает антикоррозийными и консервационными свойствами.

Графитная смазка является нефтяным маслом, сгущённым кальциевым мылом с добавлением графита. По эффекту похожа на солидол, с той разницей, что в густой масляной основе присутствует графит. Важно! Этот состав не подходит для использования в подшипниках из-за наличия графита, способствующего повреждению мелких элементов. Применяется в тракторах, танках и других тяжелых тихоходных устройствах.

Тефлоновая смазка является прекрасным антифрикционным материалом с низким коэффициентом скольжения. Прекрасно подходит для смазки велосипедных подшипников в умеренном количестве.

Силиконовая смазка обладает прекрасным водонепроницаемым и водоотталкивающим свойством, что прекрасно подходит для использования её в подшипниках колёс и каретках. Изготовлена посредством сгущения силиконового масла. Сохраняет и не разрушает резину, что помогает использовать её в закрытых подшипниках, контактирующих с прокладками. Предохраняет, но не избавляет от коррозии.

Аэрозольные смазки подойдут для быстрой обработки здесь и сейчас, когда результат нужен в ближайшие минуты. Это действенный способ, однако, не отменяет необходимости использовать другие виды смазок с более основательным подходом к процессу, включая дополнительно разборку, чистку, мойку и деталей.

Какую лучше выбрать?

Выбирать смазку для велосипеда стоит исходя из времени года и климатических условий, в которых он используется. Помните, что если байк используется зимой, то многие смазки могут не подойти ввиду того, что они не созданы для работы при минусовой температуре – зимой они будут густеть и тянуться. Для холодного времени года прекрасно подойдут ЦИАТИМы, ВНИИМП-235.

Если катание происходит в пыльной и грязной местности, лучше использовать консистентные смазки, которые также обладают защитными свойствами от влаги. В грязи, водном окружении, но при тёплом времени года подойдут Archoil AR8200 и Archoil AR8100.

Нет смысла переплачивать за материалы с большим количеством антифрикционный присадок, если использование байка не выходит за рамки велопрогулок и средне-низких скоростей передвижения. Бюджетным вариантом для велолюбителя будет Солидол-Ж.

Помните, что смазка – это залог качественной работы велосипеда и длительности его службы. Предупредить скорый износ подшипников проще, чем покупать и ставить новые, и выйдет в гораздо меньшую сумму.

Не буду затрагивать сложные вещи — например, кареточный узел, который нужно разобрать специальным инструментом, чтобы добраться до подшипников. С такими вопросами вам могут помочь в сервисных центрах, и я частенько пользуюсь их услугами, когда надо провести серьезную замену или настройку. Я расскажу о местах, до которых очень просто добраться и произвести их плановую подготовку к процессу эксплуатации.

Перед тем, как приступить к смазыванию деталей, я провожу небольшие очистительные процедуры при помощи влажной тряпки и затем насухо все вытираю. Затем следует внешний осмотр и проверка всех крепежных болтов и гаек, на предмет их надежной затяжки. Главное здесь не переусердствовать — некоторые болты вкручены в алюминиевую резьбу и сорвать ее хватит сил даже у ребенка.

Итак, все детали и узлы в норме, не болтаются и подкачаны, руль не люфтит, спицы не прослаблены и т. д. Приступаем! Для смазки, в зависимости от того, что именно требуется обработать, я использую два вида масел.

Первый вид – это любая универсальная пластичная смазка для механизмов, в удобной тубе, похожей на зубную пасту. Обычно литиевая.

Второй – жидкое машинное масло, пластиковый флакон с тонким носиком-масленкой. Можно воспользоваться аэрозольной смазкой, но у меня ее под рукой не оказалось, поэтому в другой раз.

Детали, которые надо смазывать жидким маслом

Смазка амортизационной вилки

В месте, где ее ноги (блестящие трубы) входят штаны (нижнюю часть с перемычкой), капните небольшое количество и, навалившись на руль всем телом, покачайте вверх и вниз, чтобы оно проникло поглубже. Вытрите излишки тряпкой и верните на место защитные пыльники. Ноги в итоге должны быть практически сухими — цель работы заключается в очистке, а не смазке (для полноценной смазки вилку нужно разбирать). После этой операции на ногах останется тонкий слой смазки, грязь к нему плохо прилипает и будет легко счищаться пыльниками.

Смазка тросов на тормоза и переключение скоростей

Эту операцию стоит начинать делать только тогда, когда трос уже начал залипать! Хорошие нержавеющие троса и их оплетку (рубашку) смазывать не нужно, это приводит к налипанию пыли на них и ускоренному повторному загрязнению. Если вы начали их смазывать — будьте готовы в будущем делать это регулярно.

Не надо лезть в те участки, где тросы соединяются с переключателями, начните смазывать с рамы. Они обычно зажаты в крепежных пазах и легко вынимаются. Особенно тщательно стоит очистить трос и кожух возле заднего переключателя, это самое грязное место.

В итоге передо вами окажется большая часть троса, которую сначала нужно прочистить, а затем промазать и поставить все обратно. Несколько нажатий тормозных ручек или рычагов манеток — и можно переходить к следующему тросу.

Смазка рулевой колонки

В узкие соединения, куда можно добраться при помощи медицинского шприца с иголкой, выдавите немного масла и покрутите в разные стороны рулевую колонку.

Смазка цепи

Сперва требуется очистить звезды спереди и сзади, а также ролики заднего переключателя. Если цепь грязная, ее стоит растворителем и вытереть насухо чистой тряпкой. Потом прокапайте каждый ролик из масленки жидким маслом, покрутите педали назад, пока масло не растечется по всей цепи, и снова вытрите излишки смазки с цепи, роликов и звезд чистой тряпкой.

Читайте также:

Как научить взрослого человека ездить на велосипеде

Детали, требующие ухода при помощи пластичной(твердой) смазки

Смазка переднего и заднего колеса

При наличии плоских гаечных ключей для регулировки конусов можно разобрать втулки и смазать их густой смазкой изнутри. Если таких ключей нет, то лучше их не трогать вовсе, а просто очистить от грязи и пыли насколько это возможно. Задние (и передние) звезды смазывать нельзя, они должны быть всегда сухими и чистыми. Их легко можно почистить с помощью жесткой металлической щетки.

Смазка педалей

Вооружившись тонкой плоской отверткой или ножом, подковырните пластиковую заглушку с торца педали. Иногда, на более дорогих педалях, ее можно открутить шестигранником. После этого можно будет отрегулировать подшипники педали и плотно набить их густой смазкой. Смазку можно не жалеть, излишки выйдут потом сами. После всех этих манипуляций верните все на свои места и прокрутите педали, чтобы смазка проникла в требуемые участки.

Смазка амортизирующего подседельного штыря

Под седлом у меня на штоке расположен дополнительный амортизатор, который гасит вибрацию, создаваемую при езде. Приподнимите защитный резиновый кожух, затолкайте внутрь смазку и верните резинку на место. Сядьте на велосипед и слегка покачайтесь вниз и вверх.

Итак, вроде бы все, что можно было сделать в домашних условиях, вы выполнили. Теперь можно выезжать на улицу и проводить прогулочные «заезды». Если после проведенных процедур в процессе катания слышны посторонние металлические звуки или механические скрипы, то следует провести профессиональный осмотр велосипеда и доверить это дело сервисному центру.

Для увеличения срока эксплуатации деталей велосипеда, их необходимо регулярно смазывать. Велосипедные смазки выполняют две функции: защищают металлические элементы от воздействия влаги, препятствуя , и уменьшают трение движущихся деталей, таких как подшипники и втулки.

Однако для каждой детали требуется отдельный вид смазки. Рассмотрим разновидности смазок, чтобы понять, чем смазывать велосипед лучше всего.

Велосипедные смазки

Существует 3 вида смазочных материалов, используемых для деталей велосипеда:

  • Густые;
  • Жидкие;
  • Двухкомпонентные.

В современном мире густые велосипедные смазки постепенно отходят на второй план. Это связано с тем, что их консистенция мешает смазке проникать в труднодоступные элементы, а при излишке ее становится трудно извлечь.

Неприятной особенностью данного типа материалов является сбор мусора. Густая смазка собирает на себя пыль и грязь, а это пагубно влияет на детали конструкции. Однако есть большой плюс – эти смазки выдерживают большие перепады температур и не теряют свои свойства.

Жидкие смазки легко попадают в труднодоступные места, но быстро вытекают. Данный материал не подходит , поскольку под воздействием дождя он быстро вымывается с поверхности детали. Но жидкие материалы, в отличие от консистентных, не выдерживают серьезных перепадов температур и меняют степень вязкости.

Двухкомпонентные виды смазочных материалов имеют в составе густую смазку и растворитель. Они идут либо в виде аэрозолей, либо в виде бутылей с жидкостью.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

Благодаря жидкой консистенции двухкомпонентная смазка легко проникает внутрь и смазывает их элементы. После нанесения жидкой смазки растворитель испаряется и на поверхности детали остается густая смазка, которая не смывается дождем так, как жидкие виды материалов.

Густые материалы

Они используются для смазки деталей, которые движутся достаточно медленно. К ним относятся , вилка или втулки рычагов задней подвески. Густые смазки также подразделяются на несколько видов.

Существуют материалы с добавлением лития. Он обеспечивает уменьшение трения, и позволяет смазке не терять своих свойств при критических температурах. Диапазон температур составляет от -50 до +150⁰C.

К литиевым смазкам относят «Литол» и «Шрус». Данные смазки имеют высокие показатели адгезии, и длительное время не стираются с деталей даже под воздействием дождя.

Минусом лития является его вступление в химическую реакцию с алюминием, поэтому стоит беречь раму.

В отличие от них безвредными для алюминия являются кальциевые смазки. Они также имеют длительный срок службы и их сложно удалить с поверхности детали. Поэтому данный тип масел активно применяется для обработки металлических деталей, чтобы защитить их от коррозии.

Материал, в составе которого находится кальций, также подходит для смазки тормозных ручек, и различных подшипников. Однако обрабатывать тормозной узел густыми маслами не рекомендуется.

Диапазон рабочих температур у кальциевых масел чуть ниже – от -30 до +50⁰C.

Еще один вид густой смазки – графитовая пудра. Она наносится в виде масла, а после высыхания остается только графит в виде порошка. Он обеспечивает неплохое скольжение трущихся элементов, однако ее использование серьезно пачкает велосипед и одежду.

Графитовые смазки почти вытеснены двухкомпонентными материалами, которые являются более эффективными, универсальными и удобными в применении.

Жидкие масла

К жидким смазкам относится стандартное машинное масло, которое можно использовать для втулок, тормозной системы и переключателей. Оно отлично подходит для смазки амортизационных вилок. Основным минусом является быстрое вымывание масла водой. Поэтому для смазки открытых элементов, таких как цепь или тросы, данный тип масел не подойдет.

При смазке важно стараться убирать излишки с поверхности велосипеда, иначе налипшая пыль может быстро движущиеся части. Кроме того, минеральные масла разъедают резину, поэтому остерегайтесь попадания жидкости на покрышки.

Двухкомпонентные материалы

Данный вид смазки состоит из растворителя и смазывающего материала. Некоторые типы смазок могут идти в виде аэрозоля, а также в жидкой и густой форме. Так, например, силиконовая смазка поставляется в 3-х состояниях. Это позволяет использовать ее как для открытых деталей, так и для труднодоступных участков.

Она отличается высокой степенью отталкивания пыли и грязи, поэтому отлично подходит для обработки внешних элементов и их защиты от коррозии. Еще одно преимущество — силикон не разъедает резину.

Следующий тип смазывающих материалов в данной группе – тефлоновый. Он отличается длительным ресурсом при высокой нагрузке трущихся элементов. Другими словами тефлоновую смазку крайне тяжело удалить даже при больших усилиях.

Как и силиконовый аналог, данная смазка имеет отличную степень отторжения грязи. Поэтому ее считают наиболее оптимальным вариантом смазки для велосипедной цепи. Независимо от нагрузок, влаги и пыли деталь останется под защитой.

Последний распространенный тип двухкомпонентных смазок – материал, в состав которого входит воск. После высыхания он оставляет достаточный слой воска на поверхности детали, защищающий ее от коррозии.

В отличие от тефлонового аналога восковая смазка не настолько устойчива к нагрузкам, но без серьезных трений по длительности сохранения покрытия на детали ей нет равных.

Мы рассмотрели основные виды смазочных материалов для байка, их особенности, свойства, преимущества и недостатки. Чем смазывать детали велосипеда, решать вам. Главное – делайте это регулярно и подходящим по свойствам материалом.

При отсутствии смазки грязь и вода делают своё незаметное дело: появляются следы ржавчины, стираются рабочие поверхности деталей, разрушаются заклинившие элементы. Чтобы велосипед не отказал в дороге, нужно смазывать все его рабочие узлы в гараже. Велосипедные смазки, закрывая металлические поверхности от воздуха, препятствуют образованию ржавчины. Слой смазочного материала, нанесённый на соприкасающиеся поверхности, значительно снижает износ деталей и потери на трение между ними.

Чем смазать конкретную деталь велосипеда?

Недостатка смазок для велосипедов, как и для других машин, нет. Все существующие смазочные материалы можно разделить на несколько типов.

  1. Консистентные. Долговечные, переносят значительные низкие и высокие температуры. Но их трудно наносить, сложно убрать излишки. На них прилипает много пыли и грязи.
  2. Жидкие. Удобно наносить с помощью шприца или маслёнки, можно залить в собранные узлы. Остатки легко вытереть. Минусы: они стекают с покрываемых деталей, меняют вязкость при изменении температуры.
  3. Двухкомпонентные. В виде жидкости можно точно нанести, в состоянии аэрозоля проникают в закрытые места смазываемого узла. Минусы: аэрозольное масло распыляется мимо покрываемой части, после смазывания нужно ждать пока высохнет растворитель.

Консистентные (густые) смазки

Продаются в банках и тюбиках. Данный вид смазок относится к пластичным веществам. Густая смазка для велосипедов применяется в механизмах с медленным вращением. Именно ней надо обрабатывать подшипники во всех узлах велосипеда, резьбовые соединения, втулки рычагов. Густые масла применяются при консервации цепи для длительного её хранения.

Как выбрать определенное густое масло, рассмотрим более детально.

Литиевые масла

Смазки, содержащие литий, обычно имеют желтый или красный цвет. Соединения лития в смазочном масле необходимы для увеличения скольжения и расширения диапазона температур, при которых масло сохраняет рабочие свойства. Литиевые масла работают при температурах от -50°C до +180°C. Примерами смазок с литием могут служить отечественные ЛИТОЛ, ЦИАТИМ, ФИОЛ, ШРУС. Они смываются водой, но долго – в течение года.

Высокую адгезию имеет отечественная смазка №158, она практически не смывается водой. У неё отличительный голубой цвет. Такой цвет придаёт пигмент - фталоцианин меди, который является загустителем и антиокислительной присадкой одновременно. При работе это масло вычищает до блеска чашки, конусы, шарики подшипников. Имеет температурный диапазон от -40°C до +120°C. При отсутствии смазки №158, можно смазать втулки рычагов задней подвески, узел каретки, шарикоподшипники вилки другими густыми маслами.

Импортная смазка Lithium Grease английской фирмы Weldtite Products кроме лития, содержит тефлон.

У литиевых смазок есть общий недостаток – они химически взаимодействуют с алюминием.
Их общее преимущество – более низкая цена, в сравнении с другими типами смазок.

Кальциевые масла

Масла на основе соединения кальция чаще всего имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки отлично сцепляются с металлическими деталями, поэтому они долго смываются водой. Примерами смазок с кальцием являются отечественные Солидол, Униол. Их нужно применять для подшипников колёс, шарикоподшипников педалей, тормозных ручек и других узлов велосипеда, на которые часто попадает вода.

Вот только, ни в коем случае нельзя смазывать солидолом и другими густыми веществами втулку с тормозным механизмом. Если втулочные тормоза, по неопытности велосипедиста, были смазаны густой смазкой, их необходимо промыть керосином и закапать жидким маслом.

Кальциевыми смазками можно покрывать все металлы, для защиты от коррозии, так как химическая активность кальция очень низкая, в сравнении с литием.

Недостатком кальциевых смазок является узкий, по сравнению с литиевыми, диапазон температур при котором они сберегают свои свойства – от -30°C до +50°C.

Графитовые смазки

Графитовая пудра сама по себе является антифрикционным веществом. После того, как связывающее ее масло высохнет, или выгорит, она останется на поверхности смазанной детали. Оставшийся тонкий слой графита обеспечит хорошее скольжение двух соприкасающихся частей, даже тех, которые находятся под большой нагрузкой. Примером графитовой смазки может служить отечественное масло УССА.

Графитовые масла подходят для нанесения на резьбовые соединения и втулки рычагов задней подвески. Было время, когда велолюбители применяли графитку для проварки в ней цепи. Это была трудоемкая и долгая работа, при которой нужно следить, чтобы масло не кипело и, как следствие, не разрушалось. При наличии большого выбора двухкомпонентных смазок, нет необходимости варить цепь в графитовой или другой густой смазке.

Недостаток графитовой смазки в том, что она сильно пачкает всё, с чем соприкасается.

Технический вазелин

В отличие от медицинского и косметического, технический вазелин подвергается наименьшей очистке. Он не прозрачный, а его цвет может варьироваться от жёлтоватого до темно-коричневого. Технический вазелин лучше других смазок закрывает металлические детали от воздуха и воды, поэтому он замечательно защищает их от коррозии. Вазелин отлично смазывает все тросы велосипеда и долго держится на них.

В состав борного вазелина входят свободные кислоты, которые могут разрушать хромированные поверхности подшипников и ног .

Жидкие масла

Реализуются в бочках на разлив или в маленьких канистрах и флаконах-масленках. Жидкая смазка для велосипеда может иметь различную степень вязкости. Примерами смазок с различной текучестью являются индустриальное, веретенное, автомобильное масло. Автомобильным жидким маслом можно смазывать оси вращения тормозных рычагов, тормозные ручки, переключатели скоростей, шарикоподшипники трещоток. Оно годится для втулок велосипеда: вовнутрь них достаточно раз в месяц влить 2-3 капли автомобильного масла для обновления смазки. Но следует избегать чрезмерной заливки, поскольку вытекающее из узлов велосипеда масло образует с пылью липкую грязь. Попавшее на покрышки масло разрушает резину.

Менее вязкое, индустриальное или веретенное масло заливают в вилку велосипеда, как рабочую жидкость масляного амортизатора, или смазывают им ноги вилки.

Жидким маслом можно покрывать тросы, но оно плохо удерживается на открытых поверхностях, поэтому потребуется часто его наносить. Жидкую смазку следует обновлять 1-2 раза за месяц или каждый раз после того, как велосипед побывает под дождём.

Двухкомпонентные смазки

Поставляются в аэрозольных баллончиках и флаконах-масленках. Двухкомпонентная смазка состоит из густого масла и растворителя, который разжижает масло. Такая комбинированная велосмазка имеет текучесть как у воды и легко затекает вовнутрь собранных элементов. После нанесения растворитель испаряется, и внутри остается только густое масло. Поэтому ей удобно смазывать цепь, втулки колесиков натяжения цепи, оси переключателей, опоры тормозных рычагов и другие закрытые узлы велосипеда.

Масляная пленка, которая остается после распыления из баллончика, трудно смывается водой, поэтому двухкомпонентные смазки можно наносить на поверхности велосипеда для защиты его при зимнем катании или долгом хранении.

Силиконовая смазка

Масла на основе силикона можно купить в виде спрея, жидкости или пластичной смазки. Такое разнообразие необходимо для удобства нанесения. Несмотря на различие в исполнении, все они состоят из кислородсодержащего кремнийорганического соединения и растворителя. Силиконовое масло, в отличие от минеральных или эфирных масел, не разрушает резиновые детали.

Также силиконовые смазки отличаются высокой сопротивляемостью к налипанию пыли, поэтому они незаменимы для обработки резиновых уплотнителей.

Тефлоновая смазка

Данный вид смазки имеет самый высокий показатель сопротивления к истиранию. Находясь между двумя подвижными частями, она долго не вырабатывается при большом давлении. Поэтому тефлоновое масло – лучшая смазка для цепи.

В состав тефлоного масла, кроме растворителя, также входят антистатические компоненты отталкивающие пыль.

Восковая смазка

В отличие от смазки на основе тефлона, создает более толстый воскоподобный синтетический слой масла снаружи, который реже потребуется обновлять. По своей способности задерживаться на деталях при увеличенном давлении уступает тефлоновой.

Перед повторным нанесением восковой смазки потребуется очистка поверхности от старого масла.

Проникающие масла

WD-40 и её аналоги

Продаются в аэрозольных баллончиках. Они отлично размягчают ржавчину, разжижают высохшую смазку и вытесняют воду. Аналогами импортного WD-40 являются AnyWay и отечественное средство УНИСМА. На самом деле эти жидкости не являются смазками. В их состав входит уайт-спирит, связующие вещества и лишь немного керосина, в качестве смазки. Их главным действующим компонентом является именно растворитель, а не масло.


Правильно использовать WD-40 и подобные жидкости только для отворачивания заржавевших резьбовых соединений и удаления старой высохшей смазки, а не для смазывания узлов велосипеда.

Смазка Nanoprotech

Смазка Nanoprotech также относится к проникающим смазочным веществам, но в ней применяется минеральное масло в качестве основы. Поэтому с её помощью можно не только очищать детали и откручивать заржавевшие болты и гайки, но и смазывать ненагруженные трущиеся детали. Хотя лучше всего ею пользоваться при разборке велосипеда и его консервации.

Смазочные вещества не должны содержать твердых примесей, свободных кислот и воды, поэтому хранить их нужно в чистой посуде с плотно закрывающейся крышкой.

Теперь базовые знания относительно велосипедных смазок у вас есть. Остается лишь применить их на практике.

Как и всякий механизм, велосипед нужно периодически смазывать. Причем смазывать его надо грамотно. Разные узлы велосипеда надо смазывать с разной периодичностью, и применять различные смазки. Некоторые узлы вообще смазывать нельзя (например, тормозные колодки , диски, обода), а некоторые, наоборот, приходится смазывать очень часто (например, цепь).

В велосипеде надо смазывать все шарнирные и подшипниковые узлы - втулки, ролики натяжителя цепи, рулевую колонку , педали а также каретку, если, конечно, она выполнена разборной. Кроме того, надо смазывать тросы переключателей передач и механических тормозов , а также сами переключатели. Не помешает слегка смазать резьбовые соединения перед затяжкой - потом их легче будет отвернуть.

Ну и конечно, те узлы, которые по определению являются гидравлическими - амортизаторы, тормоза, - надо заправлять именно тем маслом, который рекомендует производитель.

Есть и такие места, где смазка совсем не нужна, а скорее вредна. Это обода, тормозные колодки и тормозные диски. Если случайно масло попало на обод или тормозной диск, то его надо удалить чистой тряпочкой, иначе оно может нарушить нормальную работу тормозного механизма.

Масло также не полезно для покрышек и камер.

Цепь - это очень специфический узел велосипеда, поэтому смазка цепи - это отдельная тема для разговора.

При смазке велосипеда не надо жадничать - масла должно быть достаточно, чтобы подшипники не испытывали масляного голода. Но не нужно и переусердствовать, окуная велосипед в бочку с маслом - лишняя смазка будет вытекать, загрязняя велосипед и попадая совсем не туда, куда следует. Избыток масла может сослужить плохую службу - на замасленные поверхности сильно налипает грязь, которая потом попадает внутрь узлов. велосипеда.

Какие масла следует применять для смазки велосипедных узлов. Существует несколько разновидностей масел -

Аэрозольные смазки. Поставляются в аэрозольных баллончиках. Есть специальные масла для велосипедных узлов (как правило, для цепи). Для домашней веломастерской имеет смысл приобрести баллончик отечественного масла УНИСМА или импортного WD40. Они не только неплохо смазывают трущиеся поверхности, но также размягчают ржавчину и вытесняют воду (очень полезно, если на морозе замерз велосипедный замок). Эти масла можно использовать для смазки шарнирных соединений переключателей передач, при отворачивании заржавевших и прикипевших резьбовых соединений, а также для смазки цепи, переключателей и тросов в тех случаях, когда нет времени на более тщательную смазку.

Плюсы - аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла.

Минусы - часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр), поэтому пользоваться таким маслом надо аккуратно.

Жидкие смазки. Поставляются в флакончиках-масленках. Примером может служить индустриальное масло И5А, которым часто смазывают швейные машинки и дверные замки. В отечественных велосипедах таким маслом смазывали тормозные барабаны задних втулок. На современных спортивных велосипедах жидкие масла используются для смазки цепи.

Плюсы - точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в то место, куда это нужно.

Минусы - многие такие смазки на морозе густеют, и перестают нормально работать.

Густые, или консистентные смазки. Поставляются в банках или тюбиках. Именно такими смазками надо смазывать подшипниковые узлы велосипеда, тросы, резьбовые соединения, поэтому на них следует остановиться подробнее.

Литиевые масла. Примеры такой смазки - отечественные ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201, ФИОЛ-1, или импортный Lithium Grease (производства фирмы Weldtite). Соединения лития придают смазочным маслам такие полезные свойства , как антифрикционность, то есть «скользкость», и широкий диапазон температур, при которых масло сохраняет свои свойства, то есть не густеет и не выгорает. (Обычно литиевые смазки работают при температурах от -50º до +180º)

Кальциевые масла. Примером такой смазки является отечественный солидол. Смазки на основе соединений кальция очень хорошо прилипают к металлическим поверхностям и медленно вымываются водой, поэтому их часто используют в машинах, работающих во влажных условиях (например, на водном транспорте). Они неплохо защищают металл от коррозии, да и химическая активность кальция не такая высокая, как у лития. К недостаткам кальциевых смазок относят относительно узкий диапазон температур, при котором они сохраняют свои свойства (по сравнению с литиевыми), но для велосипеда эта характеристика масла не так важна (при температурах -30º до +50º будут нормально работать и те и другие, а вне этого температурного диапазона, как мне кажется, первым сломается владелец велосипеда, а потом уже смазка…) Смазки на основе кальция обычно имеют желтый или зеленый цвет. Кальциевые смазки можно купить в изысканных велосалонах.

Графитовые смазки. Например, отечественное масло УССА. Графитовая пудра - сама по себе неплохая смазка, особенно для сильно нагруженных узлов. Важное преимущество смазки на основе графита - ее долговечность. После того, как основа смазочного материала выработается или выгорит, графит останется внутри узла и продолжает работать. К недостаткам таких смазок можно отнести то, что они очень хорошо пачкают все, что с ними соприкасается.

По-моему скромному мнению, для велосипеда начального уровня, лучшим выбором будут именно литиевые смазки, потому что в этих велосипедах мало деталей из алюминиевых сплавов, а используются такие велосипеды обычно в достаточно чистых и сухих условиях. Для владельцев дешевых велосипедов весьма важным критерием при выборе смазки является ее цена, которая у литиевых смазок оказывается вне конкуренции. ЛИТОЛ-24, ЦИАТИМ-201 можно купить в любых магазинах автозапчастей, где они стоят весьма недорого.

Для дорогих велосипедов имеет смысл применять кальциевые масла, потому что они не вступают в химическую реакцию с алюминиевыми сплавами, и не так вымываются водой.

Графитовые масла больше подходят для смазки резьбовых соединений.

| , .

Как и любое транспортное средство требует ухода и ремонта, заботы и любви. Велосипеды состоят из множества подвижных частей, которые постоянно находятся в работе,а как известно трение двух или более различных элементов, без смазки, друг о друга может привести к поломке механизмов. Поэтому следует постоянно проверять и смазывать ходовую часть велосипеда.

Что нужно смазывать на велосипеде?

Цепь

Цепь - одна из самых подвижных частей, постоянно находится в работе, вообще рекомендуется смазывать цепь после каждой поездки, но мало кто это делает. Если вы крутите педали и слышите звон это сигнал, что цепь нужно смазывать. Не в коем случае не смазывайте цепь густой смазкой, густая смазка притягивает грязь, пыль, что влечет за собой ухудшение ходовых характеристик велосипеда. Для смазки лучше всего использовать специальную смазку для цепи, или силиконовую смазку в аэрозольных баллонах, она и наносится легко и пыль притягивает меньше. Не забудьте что каждые 1200- 1500 км.

Перед тем как смазывать цепь ее лучше почистить.

Оси тормозных рычагов (v-brake)

для того что бы смазать поставьте велосипед на стойку и переключайте передачи вверх - вниз, смазывайте все подвижные части заднего переключателя.


Смазывается аналогично заднему.

Тросики переключения и тормозные тросики.


Очень важно смазывать тросы, т.к. они обеспечивают четкое переключение и эффективное торможение. Если их не смазывать, то их может заклинить в рубашке троса. Что бы смазать трос просто капните масло или аэрозольную смазку на входе и выходе троса в рубашку троса и понажимайте на тормоза и переключатели.


Если у вас обычная втулка, а не картридж то следует смазывать подшипники для того, что бы они не сгорели и не заклинили. Что бы смазать каретку снимите шатуны и раскрутите гайку каретки. Достаньте подшипники почистите их и чашки, затем положите густую смазку и соберите все обратно.

Колесные подшипники

Их так же следует смазывать густой смазкой, для этого придется снять колесо и раскрутить втулки, достаньте все подшипники (если у вас насыпные) почистите их и чашки, положите на чашки густую смазку и на нее подшипники.

Передняя амортизационная вилка

Если у вас обычная, просто аккуратно при помощи шприца залейте масло под пыльник и разработайте ее, остатки масла уберите при помощи тряпки.


Если у вас двухподвес, смазывайте все втулки, подшипники, шарниры, жидкой смазкой.

Своевременная проверка и смазка продлит жизнь вашего друга и обеспечит безопасную и комфортную езду.

Чтобы велосипед служил верой и правдой своему хозяину на протяжении многих десятилетий, владельцу байка необходимо периодически производить смазку всех механизмов. Первоочередное внимание необходимо обращать на ходовые части - детали, которые отвечают непосредственно за движение двухколесного коня.

Типы смазок

Какой смазкой смазывать велосипед? В настоящее время существует широкое разнообразие средств, которые могут применяться для смазки тех или иных ходовых механизмов велосипеда.

  1. Жидкие масла - смазка велосипеда, которая подходит для ухода за всеми категориями цепей, тормозных и амортизационных систем. Благодаря жидкой структуре эффективно обволакивают обрабатываемые участки, обеспечивая бесперебойное функционирование деталей велосипеда на длительное время.
  2. Аэрозоли - идеально подходят для смазки резьбы, переключателей, тросиков.
  3. Пластичный тип смазок - применяется при необходимости уплотнения различных соединений.
  4. Смазки с содержанием лития - особая разновидность пластичных смазок с целой массой дополнительных компонентов.
  5. Смазки с кальцием - относятся к категории пластичных веществ. Предназначаются для ухода за всевозможными узлами и соединениями.

Подготовка велосипеда

Многие бывалые велосипедисты считают, что после каждой серьезной поездки, а тем более перед плановой смазкой основных механизмов, необходимо выполнять комплексную очистку байка от загрязнений. Это позволяет значительно продлить срок эксплуатации определяющих узлов двухколесного друга и сохранить ему привлекательный вид.

В настоящее время рынок просто переполнен специальными средствами в виде жидкостей для очистки велосипедов. Большинство из них отъедает грязь и очищает детали велосипеда за считанные минуты, после чего легко смываются с поверхностей.

Впрочем, совсем не обязательно прибегать к дополнительным затратам на покупку очистительных жидкостей. Ожидаемый эффект можно запросто получить, используя обычную горячую воду и шампунь. В качестве альтернативы можно воспользоваться наиболее мягкими средствами для мытья посуды с низким содержанием солей.

Смазка вилки велосипеда


Смазка расположенных в передней вилке подшипников должна производиться с использованием масел сравнительно густой консистенции. По причине высокой вероятности загрязнения нижнего подшипника вилки спортивного либо горного велосипеда пылью из-за наличия внушительного зазора выполнять процедуру рекомендуется достаточно часто (несколько раз в месяц). Впрочем, смазка вилки который используется в щадящем режиме, является не обязательной процедурой.

Каретка

Как и в предыдущем случае, узловой механизм смазывают густыми веществами. Изначально густая смазка обильно закладывается в каретку еще в момент сборки байка. Что касается ухода за гоночными моделями велосипедов, то здесь каретка обрабатывается исключительно жидкими смазками.

Смазка задней втулки велосипеда

Смазка подшипников задней втулки производится не чаще одного раза в месяц. Для этого целесообразно использовать жидкие масла, которые заливаются в механизм втулки всего лишь по несколько капель.


Если говорить о смазке тормозных систем во втулках, то выполнять такие действия необходимо крайне аккуратно, чтобы ничего не повредить. Данные элементы смазываются машинным либо костяным маслом, распространенным при уходе за швейными машинами. Этого будет достаточно, чтобы смазка колеса велосипеда считалась завершенной.

Стоит отметить, что обработка втулок чрезмерным количеством масла чревата возникновением эффекта пробуксовывания во время движения. К тому же вытекающая из втулки смазка будет собирать на поверхности механизма загрязнения в виде мелкого мусора и дорожной пыли. Это, в свою очередь, может привести к преждевременному износу деталей. Поэтому смазка для подшипников велосипеда должна наноситься с умом.

Переключатели

Смазывают переключатели жидкими типами масел при активной эксплуатации велосипеда с частотой в несколько раз в течение недели. Переключатели спортивных моделей велосипедов, которые используют для езды на дальние дистанции, рекомендуется смазывать перед каждым очередным выездом.

Тросики переключения передач и торможения

Выполнять уход за тросиками торможения и переключения можно как с применением обычных жидких масел, так и всевозможных аэрозолей. Для эффективной смазки данного элемента достаточно незначительного количества масла, буквально капли. Причем смазываются лишь входные и выходные отверстия элементов, через которые проходят тросики.

Цепь

Наиболее эффективным средством для смазки цепи является жидкое Не стоит смазывать внутренние поверхности роликов цепи, ведь такие действия на самом деле не влекут за собой никакого практического смысла. Вместо этого рекомендуется обрабатывать маслом наружные стороны звеньев с обеих сторон. Справляться с задачей удобно, имея в распоряжении масленку с тонким окончанием.

Как только смазка велосипеда здесь будет завершена, необходимо прокрутить передачи и бережно обтереть наружную поверхность цепи сухим клочком хлопчатобумажного материала.

Система амортизации

Чтобы смазать переднюю вилку, достаточно наполнить жидким маслом обычный медицинский шприц. Выполнить процедуру позволяет заливка смазки под защитные пластиковые колпачки, которые находятся в верхней части ног

Также обрабатывается маслом жидкой консистенции. При выборе смазочных материалов правильной консистенции для ухода за передней и задней амортизационной системой не должно возникать абсолютно никаких проблем.

Педали

Чтобы смазка велосипеда считалась законченной, необходимо произвести обработку педалей. Для этого составляющие элементы педалей сначала следует разобрать:

  • снимается заглушка, которая защищает гайку педалей;
  • выкручиваются гайки, а затем снимаются стопорные шайбы и извлекается конус;
  • демонтируются подшипники и педали снимаются с осей.

Далее детали педалей тщательно промываются в керосине, после чего протираются тряпкой. Как только все составляющие элементы механизма педалей просохнут, выполняется их смазка жидкими маслами. По окончании происходит сборка педалей в обратной последовательности и их установка.

В завершение

Как только будет выполнена смазка велосипеда, рекомендуется сесть на байк, прощелкать все передачи, оценить работу переключателей, проверить надежность тормозных систем. Необходимо убрать излишки масла с обработанных механизмов велосипеда. Снаружи масла нигде не должно быть заметно, и тем более смазка не должна лежать плотным слоем либо капать с деталей велосипеда.

В конечном итоге можно отполировать велосипед с применением специальных полиролей для лакокрасочных изделий. Это не только придаст байку эффектный блеск, но и предоставит защиту от оседания грязи и пыли на механизмах.

Выполнив весь комплекс вышеуказанных процедур, можно считать плановый уход за системами велосипеда завершенным. Чистый, бесшумно катящийся, а главное - надежный велосипед всегда приносит лишь положительные эмоции своему владельцу.

При отсутствии смазки грязь и вода делают своё незаметное дело: появляются следы ржавчины, стираются рабочие поверхности деталей, разрушаются заклинившие элементы. Чтобы велосипед не отказал в дороге, нужно смазывать все его рабочие узлы в гараже. Велосипедные смазки, закрывая металлические поверхности от воздуха, препятствуют образованию ржавчины. Слой смазочного материала, нанесённый на соприкасающиеся поверхности, значительно снижает износ деталей и потери на трение между ними.

Чем смазать конкретную деталь велосипеда?

Недостатка смазок для велосипедов, как и для других машин, нет. Все существующие смазочные материалы можно разделить на несколько типов.

  1. Консистентные. Долговечные, переносят значительные низкие и высокие температуры. Но их трудно наносить, сложно убрать излишки. На них прилипает много пыли и грязи.
  2. Жидкие. Удобно наносить с помощью шприца или маслёнки, можно залить в собранные узлы. Остатки легко вытереть. Минусы: они стекают с покрываемых деталей, меняют вязкость при изменении температуры.
  3. Двухкомпонентные. В виде жидкости можно точно нанести, в состоянии аэрозоля проникают в закрытые места смазываемого узла. Минусы: аэрозольное масло распыляется мимо покрываемой части, после смазывания нужно ждать пока высохнет растворитель.

Консистентные (густые) смазки

Продаются в банках и тюбиках. Данный вид смазок относится к пластичным веществам. Густая смазка для велосипедов применяется в механизмах с медленным вращением. Именно ней надо обрабатывать подшипники во всех узлах велосипеда, резьбовые соединения, втулки рычагов. Густые масла применяются при консервации цепи для длительного её хранения.

Как выбрать определенное густое масло, рассмотрим более детально.

Литиевые масла

Смазки, содержащие литий, обычно имеют желтый или красный цвет. Соединения лития в смазочном масле необходимы для увеличения скольжения и расширения диапазона температур, при которых масло сохраняет рабочие свойства. Литиевые масла работают при температурах от -50°C до +180°C. Примерами смазок с литием могут служить отечественные ЛИТОЛ, ЦИАТИМ, ФИОЛ, ШРУС. Они смываются водой, но долго – в течение года.

Высокую адгезию имеет отечественная смазка №158, она практически не смывается водой. У неё отличительный голубой цвет. Такой цвет придаёт пигмент - фталоцианин меди, который является загустителем и антиокислительной присадкой одновременно. При работе это масло вычищает до блеска чашки, конусы, шарики подшипников. Имеет температурный диапазон от -40°C до +120°C. При отсутствии смазки №158, можно смазать втулки рычагов задней подвески, узел каретки, шарикоподшипники вилки другими густыми маслами.

Импортная смазка Lithium Grease английской фирмы Weldtite Products кроме лития, содержит тефлон.

У литиевых смазок есть общий недостаток – они химически взаимодействуют с алюминием.
Их общее преимущество – более низкая цена, в сравнении с другими типами смазок.

Кальциевые масла

Масла на основе соединения кальция чаще всего имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки отлично сцепляются с металлическими деталями, поэтому они долго смываются водой. Примерами смазок с кальцием являются отечественные Солидол, Униол. Их нужно применять для подшипников колёс, шарикоподшипников педалей, тормозных ручек и других узлов велосипеда, на которые часто попадает вода.

Вот только, ни в коем случае нельзя смазывать солидолом и другими густыми веществами втулку с тормозным механизмом. Если втулочные тормоза, по неопытности велосипедиста, были смазаны густой смазкой, их необходимо промыть керосином и закапать жидким маслом.

Кальциевыми смазками можно покрывать все металлы, для защиты от коррозии, так как химическая активность кальция очень низкая, в сравнении с литием.

Недостатком кальциевых смазок является узкий, по сравнению с литиевыми, диапазон температур при котором они сберегают свои свойства – от -30°C до +50°C.

Графитовые смазки

Графитовая пудра сама по себе является антифрикционным веществом. После того, как связывающее ее масло высохнет, или выгорит, она останется на поверхности смазанной детали. Оставшийся тонкий слой графита обеспечит хорошее скольжение двух соприкасающихся частей, даже тех, которые находятся под большой нагрузкой. Примером графитовой смазки может служить отечественное масло УССА.

Графитовые масла подходят для нанесения на резьбовые соединения и втулки рычагов задней подвески. Было время, когда велолюбители применяли графитку для проварки в ней цепи. Это была трудоемкая и долгая работа, при которой нужно следить, чтобы масло не кипело и, как следствие, не разрушалось. При наличии большого выбора двухкомпонентных смазок, нет необходимости варить цепь в графитовой или другой густой смазке.

Недостаток графитовой смазки в том, что она сильно пачкает всё, с чем соприкасается.

Технический вазелин

В отличие от медицинского и косметического, технический вазелин подвергается наименьшей очистке. Он не прозрачный, а его цвет может варьироваться от жёлтоватого до темно-коричневого. Технический вазелин лучше других смазок закрывает металлические детали от воздуха и воды, поэтому он замечательно защищает их от коррозии. Вазелин отлично смазывает все тросы велосипеда и долго держится на них.

В состав борного вазелина входят свободные кислоты, которые могут разрушать хромированные поверхности подшипников и ног.

Жидкие масла

Реализуются в бочках на разлив или в маленьких канистрах и флаконах-масленках. Жидкая смазка для велосипеда может иметь различную степень вязкости. Примерами смазок с различной текучестью являются индустриальное, веретенное, автомобильное масло. Автомобильным жидким маслом можно смазывать оси вращения тормозных рычагов, тормозные ручки, переключатели скоростей, шарикоподшипники трещоток. Оно годится для втулок велосипеда: вовнутрь них достаточно раз в месяц влить 2-3 капли автомобильного масла для обновления смазки. Но следует избегать чрезмерной заливки, поскольку вытекающее из узлов велосипеда масло образует с пылью липкую грязь. Попавшее на покрышки масло разрушает резину.


Менее вязкое, индустриальное или веретенное масло заливают в вилку велосипеда, как рабочую жидкость масляного амортизатора, или смазывают им ноги вилки.

Жидким маслом можно покрывать тросы, но оно плохо удерживается на открытых поверхностях, поэтому потребуется часто его наносить. Жидкую смазку следует обновлять 1-2 раза за месяц или каждый раз после того, как велосипед побывает под дождём.

Двухкомпонентные смазки

Поставляются в аэрозольных баллончиках и флаконах-масленках. Двухкомпонентная смазка состоит из густого масла и растворителя, который разжижает масло. Такая комбинированная велосмазка имеет текучесть как у воды и легко затекает вовнутрь собранных элементов. После нанесения растворитель испаряется, и внутри остается только густое масло. Поэтому ей удобно смазывать цепь, втулки колесиков натяжения цепи, оси переключателей, опоры тормозных рычагов и другие закрытые узлы велосипеда.

Масляная пленка, которая остается после распыления из баллончика, трудно смывается водой, поэтому двухкомпонентные смазки можно наносить на поверхности велосипеда для защиты его при зимнем катании или долгом хранении.


Силиконовая смазка

Масла на основе силикона можно купить в виде спрея, жидкости или пластичной смазки. Такое разнообразие необходимо для удобства нанесения. Несмотря на различие в исполнении, все они состоят из кислородсодержащего кремнийорганического соединения и растворителя. Силиконовое масло, в отличие от минеральных или эфирных масел , не разрушает резиновые детали.

Также силиконовые смазки отличаются высокой сопротивляемостью к налипанию пыли, поэтому они незаменимы для обработки резиновых уплотнителей.


Тефлоновая смазка

Данный вид смазки имеет самый высокий показатель сопротивления к истиранию. Находясь между двумя подвижными частями, она долго не вырабатывается при большом давлении. Поэтому тефлоновое масло – лучшая смазка для цепи.

В состав тефлоного масла, кроме растворителя, также входят антистатические компоненты отталкивающие пыль.


Восковая смазка

В отличие от смазки на основе тефлона, создает более толстый воскоподобный синтетический слой масла снаружи, который реже потребуется обновлять. По своей способности задерживаться на деталях при увеличенном давлении уступает тефлоновой.

Перед повторным нанесением восковой смазки потребуется очистка поверхности от старого масла.


Проникающие масла

WD-40 и её аналоги

Продаются в аэрозольных баллончиках. Они отлично размягчают ржавчину, разжижают высохшую смазку и вытесняют воду. Аналогами импортного WD-40 являются AnyWay и отечественное средство УНИСМА. На самом деле эти жидкости не являются смазками. В их состав входит уайт-спирит, связующие вещества и лишь немного керосина, в качестве смазки. Их главным действующим компонентом является именно растворитель, а не масло.



Правильно использовать WD-40 и подобные жидкости только для отворачивания заржавевших резьбовых соединений и удаления старой высохшей смазки, а не для смазывания узлов велосипеда.

Смазка Nanoprotech

Смазка Nanoprotech также относится к проникающим смазочным веществам, но в ней применяется минеральное масло в качестве основы. Поэтому с её помощью можно не только очищать детали и откручивать заржавевшие болты и гайки, но и смазывать ненагруженные трущиеся детали. Хотя лучше всего ею пользоваться при разборке велосипеда и его консервации.

Смазочные вещества не должны содержать твердых примесей, свободных кислот и воды, поэтому хранить их нужно в чистой посуде с плотно закрывающейся крышкой.

Теперь базовые знания относительно велосипедных смазок у вас есть. Остается лишь применить их на практике.

Что делать если педали на велосипеде скрепят, трудно вращаются или не крутятся совсем? Это не такая страшная поломка, как может показаться на первый взгляд. И хотя внешний вид некоторых из них может немного отличаться, устройство большинства практически одинаковое. Отличия в основном заключаются в различном форм-факторе платформ, которые могут быть не только разными по размерам, но иметь специальные зацепы под специализированную велообувь. Но втулка педалей велосипеда практически на всех моделях имеет одну и ту же конструкцию. Поэтому в данном материале на примере будут рассмотрены вопросы, как снять педали с велосипеда, разобрать, смазать и произвести их ремонт в случае такой необходимости. Мы также рассмотрим устройство педалей и поговорим о том, какие из них лучше подойдут для различных велосипедов.

Конструкция педалей велосипеда по своему принципу действия очень напоминает втулку переднего колеса . Разве что вместо спиц на ней закрепляется платформа под ногу велосипедиста, а на ее оси имеется резьба, при помощи которой она крепиться к шатуну. Поэтому ниже рассмотрим, из чего же обычно состоит велосипедная педаль. Но перед этим следует уточнить, что на сегодняшний день на рынке велозапчастей педали разделяются на три (это если не считать разделения для различных велосипедов) основных группы: классические, платформы и контактные.

Классические

Один из самых распространенных типов велосипедных педалей , имеющий классический форм-фактор, который мы могли наблюдать еще на старых советских велосипедах . Хотя современные модели претерпели некоторого рестайлинга и получили улучшения относительно удобства при педалировании. Они достаточно надежны (за исключением самых дешевых китайских велопедалей) и просты в обслуживании. Состоят из: корпуса, внутри которого расположены ось, подшипники, конус, шайба и контргайка; двух накладок, закреплённых по бокам корпуса при помощи болтов; опционально могут присутствовать светоотражающие катафоты. Вместо насыпных подшипников могут применяться промышленные. Также корпус для данных педалей может выполняться полностью из пластика, представляя собой монолитную конструкцию.


Могут использоваться практически на всех разновидностях велосипедов, начиная от горных (MTB) и заканчивая шоссерами, хотя на последних встречаются очень редко. Единственное где их использование не целесообразно – это на трюковых, или как их еще называют BMX байках, а также на велосипедах для фрирайда и даунхилла. Последнее связано с тем, что во время различных прыжков педали испытывают очень значительные нагрузки, которые они могут просто не выдержать.

К плюсам можно отнести распространенность, легкий вес (так как могут производиться из пластика), дешевизну и простоту обслуживания.

Платформы


Форм-фактор данного типа педалей представляют собой монолитную широкую платформу, изготовленную из алюминия или магния путем литья или же фрезеровки (хотя некоторые из них производятся из высокопрочного пластика). По сути, корпус детали является одним целым изделием, внутри которого также располагается ось с резьбой, подшипники, шайба и контргайка. На них дополнительно могут располагаться катафоты и вкручиваемые в корпус зацепные штыри. Последние предотвращают скольжение подошвы по педали велосипеда.

К плюсам данного вида педалей можно отнести повышенную прочность, поэтому их зачастую используют на BMX велосипедах . Хотя могут устанавливаться также на горных, дорожных и городских байках. Не рекомендуется применение на шоссейных по причине большого веса.

Минусы: немного дороже и тяжелее классических педалей.

Контактные


Контактные педали в основном применяются на горных или шоссейных велосипедах . Хотя некоторые велопутешественники устанавливают их и на гибридные байки. Главным отличием от предыдущих является зацеп, который сцепляется с механизмом на подошве специализированной велообуви. Такая конструкция позволяет не только толкать педаль при езде вниз, но и тянуть вверх, что увеличивает эффективность педалирования и сокращает затрачиваемые силы при вращении педалей.


Но усложнение конструкции приводит к увеличению цены на такого типа педали, плюс ко всему требует дополнительных финансовых затрат на покупку специальной велообуви.

Основные разновидности мы рассмотрели, а про другие виды и как выбрать педали для велосипеда мы поговорим в одной из следующих статей.

Смазываем педали без их полной разборки

Если вы обнаружили, что педали стали туго вращаться, а возможности их разобрать в данный момент, нет, то временным решением может стать смазка без полной разборки . Для этого можно применять практически любые жидкие масла. В моем случае я использовал жидкое масло для швейных машинок И-20. Но сразу уточним, что это лишь временное решение, в дальнейшем следует выполнить полную замену смазки.

И так, приступим:

  1. Кладем велосипед набок чтобы педаль, которую необходимо будет смазать, «смотрела» своим торцом строго вверх.
  2. Снимаем заглушку в торце при помощи отвертки (или других подручных средств).
  3. Медленно заливаем жидкое масло для швейных машинок (примерно 2 мл.) внутрь педали (при этом ее можно медленно вращать).
  4. Устанавливаем заглушку и, не поднимая велосипед, быстро вращаем педаль секунд 10.
  5. Ставим байк на колеса и несколько раз вращаем педаль. Она должна легко и долго крутиться.

На этом процесс смазывания велосипедной педали без полной разборки завершен. Со временем жидкое масло все равно вытечет из ее полостей, и проблема вернется. Поэтому, как появится свободное время , всё-таки следует произвести разборку и замену смазки в подшипниках.

Как снять и разобрать педали велосипеда

Снять педали с велика, например, для их замены или же ремонта (обслуживания) не сложная задача, если знаешь, как правильно это сделать. Главная хитрость здесь заключается в том, что левая и правая педали откручиваются по-разному.

Правая откручивается классически – против часовой стрелки, а левая, наоборот – по часовой (имеет левую резьбу). Это сделано для того, чтобы педали самопроизвольно не открутились от шатунов во время езды.

Снять велопедали можно при помощи разводного ключа, рожкового на 15, так называемого ключа-попугайчика или же специализированного, для демонтажа педалей велосипеда. Следует учесть, что зазор между педалей и шатуном составляет 12 мм, поэтому необходимо выбирать инструмент, который влезет между этими деталями.

Для дальнейшей полной разборки нам так же необходим набор торцевых ключей.


После того, как мы открутили педаль от шатуна, можно приступать к ее разборке. Для этого выполним следующие шаги:

Чем смазывать педали

Смазка подшипников педали после ее разборки полностью аналогична той же операции при (если вы не знаете, как разобрать веловтулку, ознакомьтесь, перейдя по ссылке). Для этого можно использовать такие виды смазок как Литол-24, ЦИФТИМ-201,158 и другие смазочные материалы для подшипников. Если вы катаетесь в зимний период, то лучше применять Литол-24, который не теряет свои свойства при отрицательных температурах.

Собираем педаль велосипеда

После того, как мы определились, чем будем смазывать подшипники, приступим к сборке и установке педалей на велосипед.

На данном этапе процесс смазки и сборки велопедали завершен, можно устанавливать ее на велосипед. При установке, правая педаль закручивается в шатун по часовой стрелке, а левая – против.

Ремонт педалей велосипеда

В данном разделе мы поговорим о том, какие могут быть неисправности и способы их устранения.

Неисправность Причина Способ устранения
Туго вращаются педали, скрипят или издают другие посторонние звуки. 1) Слишком сильно зажат конус подшипника

2) Отсутствует (или слишком загрязнена) смазка

3) Вышел из строя подшипник (в случае с промподшипниками)

1) Настроить затяжку конуса

2) Нанести новую смазку

3) Заменить промподшипник.

Наблюдаются люфты оси в корпусе педали 1) Неверно выставлена затяжка конуса подшипника

2) Вышли из строя конуса или чашки.

3) Вышел из строя промподшипник (если используется этот тип подшипников)

4) Треснул корпус педали

1) Настроить затяжку

2) Заменить по возможности вышедшую из строя деталь.

3) Заменить на новый.

4) Если есть аналогичные б/у, то заменить. В противном случае купить и установить новую педаль.

По поводу замены вышедших из строя деталей стоит отметить, что некоторые бренды велозапчастей выпускают запасные компоненты для своих педалей, а вот если у вас китайский ноунейм, то это уже немного посложнее. В случае выхода из строя чего-либо потребуется или искать донора, или же выбрасывать педаль на мусор. При выборе новых педалей для велосипеда следует проверить наличие запчастей на данную модель в интернет-магазинах.

В любом случае, если вы вовремя будете производить техническое обслуживание (хотя бы один раз в сезон), то педали прослужат вам верой и правдой много лет.

Видео по теме

Видео на тему как разобрать классическую педаль велосипеда.

И парочка видео как разобрать контактные педали.

Заключение

В данной статье мы вкратце рассмотрели разновидности велосипедных педалей, и какие из них лучше. Теперь можно с уверенностью сказать, что для каждого типа велосипедов следует применять те, которые специально для него разрабатывались. На горные, например, можно устанавливать практически любой тип педалей, а для фрирайд-байка лучше подойдут платформы. Но главное при эксплуатации педалей велосипеда – это своевременно проводить техническое обслуживание, разборку, смазку и, при необходимости, ремонт (тем более снять их с велосипеда не такая уж и сложная задача).

Рубрики