Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в Страну Вежливых Слов. IV

Цель: формирование нравственных установок у обучающихся, развитие умений общаться со своими сверстниками, взрослыми.

1.Организационный момент

2.Создание проблемной ситуации

Ребята, наше путешествие я хочу начать с одной истории.

«Алёша сидел в трамвае. Он всё врем я вертелся, болтал ногами. Его соседка отодвинулась. Она боялась, что мальчик испачкает ей пальто.

Мальчик, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя,- заметила Алёше старушка, сидевшая напротив.

А что я сделал? – возразил Алёша.- Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.

И он, надувшись, стал смотреть в окно.

Скажите, ребята, какое одинаковое слово вы услышали в этой истории. И мальчик, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать слово Алёши вежливым? Почему? В таких случаях уместно вспомнить поговорку: «Это бы слово, да не так молвил!» Ведь одно и то же слово можно сказать по-разному, и доброе, хорошее слово может стать злым и невежливым.

Аня, подруга Алёши, пригласила его совершить путешествие в страну Вежливых слов. Но их путешествие начнётся только тогда, когда вы составите важные слова. (Работа в группе или в паре. Задание –надо из букв собрать слова - р, а, б, ж, у, д; -о, б,о,д,р,т,а; c, г,л,а, и, с, е,о.) какие слова составили? Почему эти слова так важны?

Давайте и мы с вами присоединимся к Ане и Алёше. (слайд 1, 2).

3. Коллективная работа

Долго-долго шли наши герои, и вот перед ними показался великолепный замок, над которым красовалась яркая радуга. Приблизившись, они услышали волшебные слова: «Добро пожаловать в наш дом!» (слайд 3).

Алёша и Аня прошли по мосту и оказались в замке. В зале было тихо, спокойно, всё вокруг радовало: и игрушки, и ласковый свет, и порядок, который царил везде. Дети очень удивились: «Кто же здесь живёт?» (слайд 4). И вдруг послышались волшебные слова. Алёша, послушай, как их надо произносить.

Давайте, ребята, мы тоже произнесём эти слова ласково, глядя друг на друга (работа в парах). Вам было приятно их произносить, а слышать? Алёша понял, в чём была его ошибка. Он решил вместе с Аней вернуться домой и всегда произносить вежливые слова нежно, ласково.

4. Игра «Волшебные слова»

Дети вышли из замка, прошли по дорожкам парка и увидели на воротах замок. У ворот они услышали: «Открыть ворота вы сможете только тогда, когда без ошибок выполните задание!» Ребята, вы им поможете?

Игра «Вежливые слова» (добавьте слово)

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень

Когда услышит … (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,… (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости.

Мы говорим: «Простите, … (пожалуйста)!

И в России, и в Дании

На прощанье говорят: «До свидания!»

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю … (пожалуйста)

Аня и Алёша получили ключи. Звучит песня, дети в припеве произносят вежливые слова хором. (слайд 5)

Ребята, мы вас благодарим!.

5. Рефлексия

Только к вечеру добрались наши герои домой. Алёша проводил Аню до дома, они ещё долго вспоминали своё путешествие, вежливые слова.

Ребята, какие вежливые слова вы запомнили? Какие слова вам помогут приветствовать взрослых, знакомых? Какие слова благодарности вы будете произносить? Как надо произносить вежливые слова?

Инсценировка

- Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали Теплоты и доброты. Нам желают «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. - Здравствуйте! - ты скажешь человеку, - Здравствуйте! - он скажет нам в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку, И здоровым будет много лет. За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз. Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Слова чудеснейшие эти Услышать каждый очень рад, Добреют взрослые и дети И улыбнуться вам спешат.

Изобразите на рисунке своё настроение после этого путешествия.

Занятие разработала и учитель начальных классов Даниелян Гаяне Андреевна

«Путешествие с город Вежливых слов»

Цель:

Закрепить знание «вежливых» слов

Развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь, расширять кругозор, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Слайд 1

Ребята, руки поднимем вверх и все дружно скажем:

Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Наше занятие предлагаю начать с песенки.

(Звучит песня «Волшебные слова»)

Ребята, как Вы думаете, почему занятие мы начали с этой песенки?

А зачем нам нужны вежливые слова?

Вежливые слова необходимы в повседневной жизни. Они помогают расположить к себе людей, ведь с вежливым и обходительным человеком приятно общаться. Так же вежливые слова могут поднять настроение близким и любимым людям. Нужно стараться чаще говорить вежливые слова - ведь это ключ к успеху!

Сегодня мы с вами поговорим о вежливых словах, вспомним, когда и где нужно их использовать и для чего они нужны.

На занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в один необычный волшебный город – «Город Вежливых слов».

Слайд 2

Этот город очень большой и красивый. Там живут добрые и внимательные, ласковые и вежливые люди.

Ребята, а вы хотите попасть туда!?

Попасть в загадочный город Вежливых слов не просто, нужно сначала получить пропуск.

(анимация пропуск по щелчку)

Итак, каждый из вас должен подумать и назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовёт это слово, тот и получает пропуск в город Волшебных слов. (Вручение пропусков каждому ученику).

Пропуски у нас есть, теперь мы отправляемся в путешествие.

Внимание – на пути к городу нас встречают ворота вежливости…

Слайд 3

1 Ворота вежливости.

А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

А что же происходит в наши дни?

Слайд 4

Город Вежливых слов.

Много разных улиц в городе и первая улица, на которую мы попадаем – это

Слайд 5

Улица Приветствия :

Что значит слова приветствия и когда их нужно говорить?

Какие слова приветствия вы знаете?

здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Вы часто используйте в своей речи эти волшебные слова?

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Итак, люди начинают знакомиться со слова "здравствуйте". Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни "здравствуйте", ни "до свидания". Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им: «Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья?» Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово "Здравствуйте" - это значит будьте здоровы.

"Здравствуйте"- сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово "здравствуйте" - это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

А теперь давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Приветствие».

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

Посмотри- ка ты вокруг (повороты головы в разные стороны)

Здесь есть ты (рука на плече соседа)

Здесь есть я (кладем руку себе на грудь)

Будем вместе жить друзья (взявшись за руки образовать круг)

Слайд 6

Улица Благодарности.

Какие слова благодарности вы знаете?

спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

В каких ситуациях их нужно использовать?

За что, мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы вспомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Слайд 7

Улица Пожеланий.

всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

Нам желают: «Доброго пути!» -

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему- нибудь.

«Спокойной ночи» говорим,

В кроватке глазки, закрывая,

И поцелуй, нам подарив,

Обнимет мама нас родная

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 8

Улица Извинения.

простите; извините.

Вы такие молодцы, столько волшебных слов знаете, все такие вежливые, воспитанные, а вы часто ссоритесь, друг с другом, обижаете кого-нибудь?

А что нужно сделать если вы с кем- то поссорились или обидели кого - то?

А легко ли просить прощения и извиняться?

А кто должен извиниться первым?

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду.

И взрослых перебивать,

А если, я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Давайте мы сейчас с вами хорошо подумаем и вспомним, может мы кого- то обидели или с кем-то поссорились и попробуем попросить прощения у этого человека.

Слайд 9

Улица Просьбы.

пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 10

Улица Прощания.

до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Обсуждение с детьми ситуации из школьной жизни.

Слайд 11 Море Вежливости

Физкультминутка

Игра "Будь внимателен"

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "вежливое слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

Слайд 12

Тупик «невеж»

Нам из этого тупика нужно выбираться, здесь надолго нельзя оставаться.

Для этого нужно выполнить задания и показать какие мы вежливые.

Задание 1.

Игра «Вежливо – невежливо»

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6. Если кто–то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Задание 2. «Доскажи словечко».

1.Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого... (спасибо)

2.Зазеленеет старый пень

Когда услышит... (добрый день)

3.Ребёнок вежливый и развитый

Говорит, встречаясь... (здравствуйте)

4.Когда ругают нас за шалости,

Мы говорим... (прости, пожалуйста) .

5.И во Франции, и в Дании

На прощанье скажут... (до свидания) .

Слайд 13 Фонтан.

Всех, кто путешествовал по улицам города Вежливых слов, обязательно должен побывать на очень красивом фонтане и отгадать кроссворд.

Кроссворд

1) Какое первое слово вы должны сказать, когда встретили друзей, учителей, пришли в школу? (здравствуйте)

2) Вы шли по школьному коридору и нечаянно толкнули кого-то. Что надо сказать? (простите)

3) Кто-то сделал вам доброе дело, его вы хотите отблагодарить, какое слово скажите? (благодарю)

4) Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово. (пожалуйста).

5) Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину, какое слово вы скажите? (извините)

6) А какое слово показывает, что вы благодарны и хорошо воспитаны? (спасибо)

7) Его вы говорите при прощании со своим лучшим другом. (пока).

Слайд 14

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети,

Когда повсюду говорят.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышаться с утра,

Они века живут на свете,

Запомнить их давно пора.

Вот и подошло наше путешествие к концу…

Посмотрите на доску, почему-то наше солнышко загрустило. Все его лучики почему-то рассыпались. Давайте еще раз вспомним вежливые слова и поможем собрать все его лучики. Каждый из вас выходит к доске, берет лучик, читает вежливое слово, объясняет его значение и прикрепляет к солнышку.

Настанет друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи

Навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли –

Он принял – и вежливым стал.

Слайд 15 Молодцы, ребята сегодня вы показали, что вы очень вежливые. Награждаю вас медалями «Самому вежливому»И я надеюсь вы всегда будете такими. И хочется пожелать вам успехов и удачи.

«По Стране вежливых слов» |

(Игровой практикум)

Цели и задачи занятия:

    закрепление знаний школьников о правилах приветствия, приемах приветствия с ровесниками, старшими и младшими;

    воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Описание занятия

Учитель: Ребята, маркиз Этикет приглашает нас сегодня отправиться с ним в загадочную Страну вежливых слов. Но попасть туда не просто, надо получить пропуск. Итак, каждый из вас должен подумать и по очереди назвать по одному вежливому слову. Тот, кто назовет вежливое слово, тот и получает «пропуск» в Страну вежливых слов.

Ребята по очереди называют вежливые слова, например, «спасибо», «пожалуйста» и т. д.

Учитель: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

    Доброе утро!

    Доброе утро!

Солнцу и птицам.

    Доброе утро!

Улыбчивым птицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

(Н. Красильников «Доброе утро»)

А теперь будьте повнимательнее, я буду читать четверостишье, а вы хором его заканчивать. Приготовились, начали!

Зазеленеет старый пень, когда услышит: «Добрый... (день.)

    Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь... («Здравствуйте!"»)

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого... («Спасибо!»)

    Когда бранят за шалости, говорим: «Прости... (пожалуйста»)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... («Спасибо!»)

    И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь... («До свидания!»)

    Всем вам с большой любовью желаю крепкого... (здоровья.)

Учитель зачитывает стихотворение А. Кондратьева о вежливых словах:

Добрый день

    Добрый день! - тебе сказали.

    Добрый день! - ответил ты.

    Как две ниточки связали -

    Теплоты и доброты.

Здравствуйте

    Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

    Здравствуй! - улыбнется он в ответ

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Добрые слова

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы.

Но я еще раз повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Пожалуйста

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду -

Простите, я больше не буду.

Игровой экспромт

«Не мудрен привет, а сердца покоряет»

Игровой экспромт на знание пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Учитель называет начало пословицы, ребята - ее продолжение.

    По одежке встречают... (по уму провожают.)

    За пустой стол... (гостей не сажают).

    Дорогому гостю... хозяин рад).

    Каков привет... (таков ответ).

    Красному гостю... (красное место).

    Не будь в людях приметлив... будь у себя приветлив).

    Умел в гости звать... (умей гостей встречать).

    Приветливое слово... (гнев побеждает).

    Гостю почет... (хозяину честь).

    Доброе слово... кошке приятно).

    Не дорог обед... (дорог привет).

Если пословицу никто не отгадывает, то учитель помогает ребятам и просит ее запомнить. Экспромт повторяется дважды-трижды, чтобы дети запомнили все пословицы.

Учитель: Проснитесь-ка, будьте добры!

Вскочите, как ранние птички!

Давайте пригладим вихры

И в ленты нарядим косички.

С цветами толпа детворы

По утренней мчится прохладе.

Пожалуйста, будьте бодры,

В портфель собирая тетради!

В начале осенней поры,

Пожалуйста, будьте добры

Не спать на ходу, как тетери,

А школьные вычистить перья!

Ведь мы набарахтались в речке,

Нажарились в солнечной печке, -

Пожалуйста, будьте бодры

В начале осенней поры!

В начале осенней поры

Беру я цветные шары

И в школу влетаю,

Пишу и читаю, -

Потише-ка, будьте добры!

Точить на уроках балясы,

Проказничать,

Строить гримасы,

Валять дурака,

Отвечать с потолка -

Не вздумайте, будьте добры!

Заправьте чернилами ручки,

Пожалуйста, будьте добры!

Внимание! Входит учитель -

Мечтатель,

А также мыслитель.

Всем -

Ушки держать на макушке!

Пожалуйста, будьте бодры!

(Ю. Мориц «Первое сентября»).

Игровой практикум «Звериные приветствия»

Учитель: Очень правильно, очень мудро,

Да не будет помехой лень,

Утром говорить всем «Доброе... (дети хором говорят «утро»),

Ну а днем говорить «Добрый... (день»),

И ломать тут голову нечего,

Надо просто быть добрым очень.

Вечером мы скажем «Добрый... (вечер»),

Пожелаем на ночь «Доброй... (ночи»).

Ребята, как вы думаете, животные здороваются друг с другом?.. Я думаю, что да.

Учитель: Как здороваются, например, хрюшки?

Ребята: Хрю-хрю!

Учитель: Как приветствуют друг друга собаки? (Гав-гав!).

А петухи? (Ку-ка-ре-ку!)

Кукушки? (Ку-ку!)

А лягушки? (Кваква!)

Вороны? (Кар-кар!)

Ну, а волки? (У-у-у!)

Игра-шутка «На веселой на полянке»

Учитель: Мы с вами вспомнили, как приветствуют друг друга некоторые животные и птицы, давайте же вспомним, как они себя ведут и поиграем в шуточную игру.

Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это?.. (Зайчишка.)

Правильно, зайчишка. Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики... Тра-та-та! Тра-та-та! Молодцы, ребята! Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это?.. (Медвежонок.)

Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топтыгины... Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у нас получается. Следующая загадка.

На дворе в кадушке

Заквакали подружки,

Потом прыг из ушата...

Кто же это?.. (Лягушата.)

Действительно, лягушата. А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! И последняя загадка.

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик, Д

ружно капли заплясали.

Это значит... (Дождик.)

Это дождик. Как же мы его покажем?.. А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!»

Игровой практикум «Трям! Здравствуйте!»

Учитель: А теперь поиграем еще в одну игру.

Здравствуйте, ребята!

Мальчишки и девчата!

Дорогие малыши,

Поиграем от души,

Поприветствуем друг друга:

«Здравствуй, друг», «Привет, подруга!»

Возможные робкие приветствия ребят.

Что же так недружно?

Не жарко и не холодно,

Не мокро и не сухо,

Не горько и не сладко,

Не валко и не шатко?

Давайте поздороваемся

Немного необычно:

Вначале хором - мальчики,

Девчонки, вы молчите!

Затем - девчонки хором

Ответят на приветствие.

Но чтобы было весело,

Смотрите, не проспите!

Итак, когда я скажу: «Здравствуйте, ребята!» - все мальчишки первого ряда крикнут: «Салют!» и помашут мне рукой. Давайте попробуем: «Здравствуйте!» (Приветствуют мальчики первого от окон ряда.)

Учитель: Девочки первого ряда, вам я предлагаю на мое приветствие «Здравствуйте, девчата!» ответить по-французски, вот так: «Бонжур!» и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем: «Здравствуйте, девчата!» (Приветствуют девочки первого от окон ряда.)

Учитель: Уважаемые мальчики среднего ряда, вас прошу поздороваться по-восточному. На мои слова: «Приветствую вас!», вам необходимо сложить ладони рук перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Итак: «Приветствую вас!» (Приветствуют мальчики среднего ряда.)

Учитель: А все ребята третьего ряда на мое приветствие: «Хелло, ребята!» дружно ответят: «Трям!» и хлопнут дважды над головой. Попробуем? «Хелло, ребята!» (Ученики третьего ряда отвечают на приветствие.) Запомнили свои ответы на мои приветствия? Будьте внимательны, игра начинается:

    Хелло, ребята!

    Здравствуйте, ребята!

    Приветствую вас!

    Здравствуйте, девчата!

Учитель повторяет приветствия несколько раз в различном порядке.

Подведение итогов. Учитель делает вывод о необходимости приветствия в любых ситуациях, но при этом помнить о нормах приветствия в самых различных ситуациях. Завершается встреча стихами, которые зачитывает учитель:

Поздоровались прекрасно,

Развлекались тоже классно.

По Стране гуляли вместе,

Усидел ли кто на месте?

Ты в Страну прекрасных слов

Попадать всегда готов!

Только надо нам прощаться

И обратно возвращаться.

Все, вернулись, наконец,

Тут занятию конец!

Мы и завтра побываем

В этой сказочной Стране,

Может быть еще узнаем

Как быть вежливым везде.

Будем впредь шутить, играть

И, конечно, танцевать.

Только вежливые слова

Применяй везде, всегда.

Классный час в 1 классе «Путешествие по Стране Вежливости»

Тема: Путешествие по стране Вежливости.

Цель: Воспитание этических норм поведения.

Задачи:

Знакомить с этическими нормами поведения;

Дать представления о вежливом общении;

Формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: фонограмма песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот», магнитофон, аншлаги с названиями станций, аншлаги с правилами вежливости, рисунок –солнышко с лучиками.

Ход мероприятия

    Организационный момент:

- Ребята, вас приветствует солнышко. Давайте и мы поприветствуем его.

Руки подняли вверх как лучики. Все дружно скажем:

- Солнышко, солнышко, мы твои лучи,

Быть людьми хорошими – ты нас научи!

Все друг, другу улыбнитесь и тихонечко садитесь!

    Формулировка темы классного часа.

Солнышко тоже дарит вам свою улыбку, дарит свои лучики, на которых есть для вас вопросы.

Узнаем, что желает узнать солнышко у вас. (снимают лучики с вопросами)

1.Какое слово мы произносим при встрече друг с другом? ( Ответ: здравствуйте).

2. С помощью какого слова мы обращаемся с просьбой? (Ответ: пожалуйста).

3. Какое слово произносим, когда прощаемся? (до свидания)

4. Что мы говорим, когда просим прощения? (извините)

Что объединяет эти слова? (это - добрые, волшебные, вежливые слова)

Определите тему нашего разговора. (Вежливые слова)

Учитель: - Верно. Мы поговорим о вежливости, о самом важном качестве воспитанного человека.

    Заочное путешествие по станциям

Мы совершим заочное путешествие в Страну Вежливости.

Чтобы попасть в эту страну, нужно знать правила этой страны… Найдите их в кабинете и прочитайте вслух, тогда и попадем в эту страну.

1. Здоровайся при встрече.

2. Не груби, даже если сердит.

3. Проявляй доброжелательность к людям.

4. Уважай окружающих.

Молодцы. А вот и страна Вежливости. Как вы думаете, какие жители в этой стране?

Учитель - Верно, вежливые, воспитанные. "Вежливый " - древнерусское "вежа" - знающий, учтивый.

В стране Вежливости живут только воспитанные жители. Они всегда добры, вежливы приветливы, улыбчивы. В этой стране повсюду слышны волшебные слова. А вы их знаете?

1 Станция «Приветствия» -Жители этой станции знают многое о приветствиях.

Послушайте стихотворение.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра.

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Что значит слово «Здравствуйте»? (Верно - будь здоров, пожелать здоровья)

Какие слова приветствия вы знаете? -Как еще можно поприветствовать друг друга?

(ответы детей)

Учитель: - Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. - Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. - Военные отдают друг другу честь. - Мушкетёр снимает шляпу и кланяется. - Жители острова Гвинеи трутся носами) - В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми.

Учитель: - Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Блиц –опрос: -А вы знаете, как надо здороваться в разных ситуациях? Кто здоровается первым, если встретились:

А) - Младший и старший? - мальчик и девочка? - два мальчика? - ученик и учитель Б) - Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе. - Нужно ли здороваться с учителем, который тебя не учит?

В) 21 ноября – международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

Учитель: - Вот и добрались до второй станции.

2 Станция «Вежливых слов и добрых дел»

На этой станции проверим, что вы знаете о волшебных словах и добрых делах.

Задание «Доскажи словечко»

Доскажите доброе слово хором в загадках о вежливости:

Говорить друзьям не лень, Улыбаясь: «добрый …. день»!

Друг другу на прощание Мы скажем … «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить, Лучше скорее его ….извинить.

До чего ж оно красиво, Слово доброе …«спасибо».

Как похоже слово «царствуй» На приветливое … «здравствуй».

Когда виноваты, сказать спешите: «Прошу Вас, пожалуйста, ….извините»

В чужой разговор никогда не встревай, И взрослых ты лучше не … перебивай!

Если больше есть не в силах Скажем маме мы …..(спасибо).

Нужно знать как дважды два Все …(волшебные слова)

Молодцы, дети!

- Чаще говорите волшебные слова!

Учитель: -Не только слова, но дела должны быть вежливыми. Ведь не зря говорится в пословице - «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Как вы понимаете ее?

Игра «Вежливо - невежливо».

(Если вежливо хлопайте два раза, невежливо – один).

Поздороваться при встрече – 2 хлопка

Помочь подняться – 2 хлопка

Толкнуть и не извиниться –1 хлопок

Взять билет в автобусе –2 хлопка

Войти в здание и снять шапку -1 хлопок

Поднять упавшие вещи – 2 хлопка

Не уступить место в транспорте –1 хлопок

Не заметить недовольство мамы – 1 хлопка

Выкрикивать на уроке - 1 хлопок

Молодцы, дети!

Учитель: - А вы умеете совершать добрые дела? Расскажите о них. (ответы детей) - Делайте добрые дела!

- Послушайте рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях". Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила. Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала. Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

Учитель: - Как вы думаете, трудно ли быть воспитанным? (ответы детей) Верно, для этого надо иметь доброе сердце, быть очень внимательным к окружающим людям. - А вы внимательные? Сейчас проверим.

Игра «Внимание, пожалуйста». Я буду обращаться к вам с просьбами, но вам нужно выполнять только те, где звучит слово «пожалуйста». Во время игры будьте, пожалуйста, внимательны.

Учитель обращается к ученикам со следующими просьбами:

- поднимите правую руку….

- поднимите левую руку, пожалуйста…

- прикоснитесь к кончику носа, пожалуйста…

- закройте глазки…

- попрыгайте…

-сядьте, пожалуйста…

- пожалуйста, улыбнитесь….

- Продолжим путешествие с веселой песней «Улыбка» Звучит фонограмма песни «Улыбка».

О чем поется в песне? (Выслушиваются высказывания детей.)

В чем скрывается сила улыбки? (улучшается настроение, люди добрее становятся, …)

Улыбнитесь, ребята, подарите улыбку друг другу, нашим гостям, солнышку.

Улыбка, как солнышко. Улыбнулись и сразу стало на душе теплее…

-Дарите людям улыбку!

Учитель: - Вот подошли к последней станции в стране Вежливости.

3 Станция «Важные правила». Учащиеся читают стихи.

На этой станции нас ждут ребята. Они знают важные правила вежливости очень хорошо.

1.Встречая друзей и знакомых, С улыбкой в глаза им гляжу, Быть вежливым очень легко мне, Я «здравствуйте» первым скажу.

2. Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.

Зря не хмурься, будь смелей

И найдёшь себе друзей!

3. Придумано кем-то красиво - За помощь поблагодарить, Обычное слово «спасибо» Нельзя забывать говорить.

4. « До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будем мы опять Улыбкой новый день встречать!

5.Уважай людей вокруг, старших, младших тоже.

Тогда тебя, мой друг, назовут хорошим.

Спасибо ребята за важные правила.

Правила вежливости знайте и всегда их выполняйте!

    Итог.

Наше путешествие подошло к концу.. - Что вы узнали нового во время путешествия, что особенно запомнилось?

Зачем в жизни надо быть вежливыми и хорошими людьми? (Чтоб все люди жили спокойно, дружно, весело, уважали друг друга; чтоб был мир на земле)

    Рефлексия.

Хлопните в ладоши, если путешествие понравилось…

Спасибо вам ребята за правильные ответы, вручаю конфету вежливости и доброты.

Елена Якутина
НОД «Путешествие в страну вежливых слов»

Нод. Социально-коммуникативное развитие детей второй младшей группы.

МБДОУ № 53 Якутина Елена Николаевна.

Тема : «Путешествие в страну вежливых слов » .

Цель : Воспитание культуры общения у детей.

Задачи :

Развивающие :

Развивать диалогическую речь детей,

Учить подбирать необходимые слова и выражения для приветствия и обращения,

Учить отвечать на поставленные вопросы.

Познавательные :

Поддерживать желание детей узнавать новые вежливые слова .

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям,

Воспитывать умение понимать значение вежливых слов .

Ожидаемый результат :

Дети должны знать :

Правила хорошего тона

Дети должны уметь :

Применять в разговорной речи вежливые слова .

Словарный запас по теме : спасибо, пожалуйста, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи и т. д.

Мотивация : Дети в группе заняты игровой деятельностью.

Воспитатель включает аудиозапись песни «Улыбка»

Раздается стук в дверь, входит «Мишка» (ребёнок подготовительной

Мишка :- Ребята, я живу в лесу, у нас там много зверей разных, но со мной никто не играет, а у вас так весело, я тоже так хочу у себя в лесу играть. Научите меня играть.

Вос-ль :- Дети, хотите научить Мишку играть?

Дети :- Да

Вос-ль : - Ребята, есть удивительная страна , где живут вежливые слова , хотели бы вы в эту страну отправиться ?

Дети :- Да.

Вос-ль :- А на каком транспорте можно отправиться в путешествие ?

Дети :- На автобусе, машине, самолёте, поезде.

Вос-ль :- Предлагаю занять места в автобусе и отправиться в страну вежливых слов . (Дети садятся в автобус построенный из стульчиков,

отправляются в путешествие )

Вос-ль :- Вот мы и прибыли в страну вежливых слов , выходите из автобуса, приглашаю вас встать в круг и взять друг друга за руки, дружно в кругу постоим и поговорим,

Дети, когда Мишка зашёл к нам в гости, что должен был сказать?

Дети :- Здравствуйте.

Вос-ль : - А вы что должны ответить?

Дети :- Здравствуй, Мишка.

Мишка :- А я и забыл с вами поздороваться.

Вос-ль :- Запомни, Мишенька, когда заходишь в гости, надо всегда говорить «Здравствуйте» (чтение стихотворения)

Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали!

Просто «Здравствуйте» ,

Больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире,

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

/ В. Солоухин/

Вос-ль :- Слово «Здравствуйте» означает, желаем здоровья.

А какими словами ещё можно приветствовать друг друга?

Дети :- Доброе утро, добрый день, добрый вечер. (чтение)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становиться добрым, доверчивым,

Доброе утро длиться до вечера.

Мишка :- Как здорово, ребята, я научусь добрым словам .

Вос-ль :- А как зверюшки здороваются (пальчиковая игра

«Здравствуй»

Здравствуй, котёнок (Сгибать пальцы, начиная

начиная с мизинца,

Здравствуй, козлёнок! каждым пальцем,

Здравствуй, щенок! «приветствуя

Здравствуй, утёнок! животных»)

Здравствуй, весёлый, смешной поросёнок!

Динамическая пауза.

Вос-ль : -Что ты, Мишка, загрустил, поиграть – то хватит сил?

Влево, вправо повернись, в «медвежаток» превратись,

а сейчас будем играть, гостя будем забавлять.

«Три медведя»

Три медведя шли домой, (имитируют ходьбу медведей)

Папа был совсем большой, (встают на носочки, руки вверх)

Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сынок, малютка просто, (приседают на корточки)

Очень маленький он был, (имитируют игру с

С погремушками ходил, погремушкой)

Дзинь, дзинь, дзинь. (Предложить детям сесть на ковёр)

Мишка :- А сейчас я хочу взять машинку и поиграть.

Вос-ль :- Дети, как надо попросить игрушку у друга?

Дети :- Дай пожалуйста.

Мишка :- Можно я сам попробую попросить.

Дайте мне пожалуйста машинку, ребята. (Дети дают Мишке машинку)

Вос-ль :- Дети, что должен ответить Мишка?

Дети :- Спасибо.

Мишка :- А я и не знал, что спасибо надо говорить, спасибо вам, ребята.

Вос-ль : - Дети, однажды мальчик спасибо нашёл, вам интересно где он его нашёл, послушайте пожалуйста.

«Где лежало спасибо?» Р. Тимеришин.

За ночь выросли сугробы

В парке, во дворе, в саду,

Пробираясь еле-еле,

Я по улице иду.

И налево погляжу я,

И направо погляжу :

Это кто ж там снег сгребает?-

Самого себя спрошу.

Это бабушка-соседка.

Надо бабушке помочь.

У неё беру лопату,

Я помочь всегда не прочь!

Всё очистил!

От работы у меня лицо горит.

Улыбнулась мне старушка

И «спасибо» ! говорит.

Мне приятно слышать это,

Ведь порядком я устал….

Вот и вышло, что «спасибо»

Я под снегом отыскал.

Вос-ль :- За что бабушка сказала спасибо?

Дети :- Мальчик помог снег убрать.

Вос-ль :- Дети, а если вы сами не можете справиться с чем-нибудь, как надо попросить о помощи?

Дети :- Помогите пожалуйста.

Мишка :- Ребята, спасибо вам за то, что меня научили вежливым словам , помогите мне пожалуйста в лес вернуться, там я буду сам говорить вежливые слова и других учить , только давайте ещё раз их повторим с вами.

(Дети повторяют вежливые слова .)

Мишка :- Спасибо вам, мне пора в лес, приятно с вами было путешествовать .

Вос-ль :- Давайте скажем Мишке до свидания.

Дети :- До свидания, Мишка, приятно было общаться.

Вос-ль :- Занимайте в автобусе места, возвращаемся домой.

Публикации по теме:

Цель: Воспитание у детей вежливости, навыков культурного поведения и общения. Задачи: - расширять знания о значении вежливых слов, активизировать.

Конспект НОД в подготовительной группе «Осеннее путешествие в страну звуков, слогов, слов и предложений» Программное содержание: закрепить знания детей о временах года, вспомнить умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, такие понятия.

Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну Вежливых наук» Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности детей. Задачи: 1. формировать навыки этического поведения; 2. развивать познавательный.

Конспект ООД по речевому развитию «Ноябрь. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги» Образовательные области: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Программное содержание: Учить детей придумывать простейшие фразы; учить пересказывать текст стихотворения без помощи воспитателя; учить.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Составление слов с изученными слогами и написание слов» Внутренний урок письма на тему: «Составление слов с изученными слогами и написание слов» в 1 классе специальной (коррекционной) школе.

Конспект занятия по этикету во второй младшей группе «Волшебство добрых и вежливых слов» "Волшебство добрых и вежливых слов" Цель: Учить детей использовать в своей речи вежливые слова благодарности, приветствия. Воспитывать потребность.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов» Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир звуков, букв и слов» (с использованием «нестандартных».

Проект «В мире Вежливых слов» Тип проекта: информационно- познавательный Вид проекта: фронтальный Продолжительность: краткосрочный (08.02.2016 – 19.02.2016) Участники.

Сценарий праздника «Город вежливых слов» Цели: Развитие творческих и артистических способностей детей средствами театрального искусства Познакомить детей с вежливыми словами. Формирование.

Библиотека изображений: