Рулевое управление автомобиля уаз. Рулевое управление УАЗ

Рулевое управление автомобиля УАЗ


Устройство

Рулевое управление автомобилей состоит из рулевого механизма, вала с рулевым колесом, сошки и рулевых тяг. Конструкция рулевого механизма показана на рис. 103.

Рабочей парой рулевого механизма являются глобоидальный червяк и двойной ролик. Передаточное число рулевого механизма (среднее)-20,3.

Напрессованный на вал червяк установлен в картере рулевого механизма на двух роликовых конических подшипниках. Натяг подшипников регулируют тонкими бумажными прокладками, положенными под нижнюю крышку картера.

На валу рулевой сошки, один конец которого опирается на бронзовую втулку, а другой на роликовый цилиндрический подшипник (в боковой крышке картера), закреплен двойной ролик.

Зазор в зацеплении ролика с червяком регулируют осевым перемещением вала сошки винтом, установленным в боковой крышке картера. При перемещении вала меняется расстояние между осями ролика и червяка и изменяется зазор в зацеплении.

На шлицевом коническом конце вала сошки установлена рулевая сошка, туго затянутая гайкой.

Рулевой вал в верхней части опирается на шариковый радиально-упорный подшипник, расположенный в трубе рулевой колонки.

На конце вала крепят рулевое колесо 20 диаметром 425 мм.

Для уплотнения вала сошки и вала червяка в картер запрессованы сальники.

При обнаружении неисправностей в рулевом управлении нужно проверять не только рулевое управление, но и узлы, влияющие на его работу: ступицы колес, тормоза, передние рессоры; следует также проверять правильность установки передних колес и давление воздуха в шинах.

Рулевые тяги. На автомобиле УАЗ -451Мтяга рулевой трапеции расположена сзади передней оси, а у автомобиля УАЗ -452 - спереди.

Обе тяги снабжены наконечниками, в которых установлены пальцы 2 с шаровыми головками. Наконечники не регулируют, так как имеющиеся в них пружины 6 автоматически устраняют зазоры, появляющиеся при износе.

Рис. 1. Рулевой механизм: 1- рулевая сошка; 2 - картер рулевого механизма; 3- нижняя крышка картера; 4 - регулировочные прокладки подшипников червяка; 5 - двойной ролик; 6 - червяк; 7 и 8 - подшипники червяка; 9-пробка наливного отверстия; 10 - роликовый подшипник; 11 - стопорная шайба регулировочного винта; 12 - контргайка; 13 - регулировочный винт; 14 - боковая крышка картера; 15 - пробка сливного отверстия; 16 - втулка; 17 - вал сошки; 18 - сальник; 19 - труба колонки; 20 - рулевое колесо; 21 - подшипник рулевого вала; 22 - рулевой вал; 23 - зажимный хомут; 24 - ось ролика

Продольные рулевые тяги автомобилей УАЗ -451М и УАЗ -452 одинаковы по конструкции и отличаются только длиной. Эти тяги имеют регулируемые шаровые шарниры. На рис. 2 показаны продольная тяга и детали, входящие в нее. В случае износа деталей шарнира необходимо отрегулировать затяжку шаровых пальцев следующим образом: расшплинтовать пробку на конце тяги, завернуть ее до отказа, а затем отвернуть на У12-‘Л оборота и зашплинтовать. Таким же способом отрегулировать шаровой палец и на другом конце тяги.

Рис. 2. Продольная рулевая тяга: 1 - обойма защитной накладки; 2- защитная накладка; 3- палец с шаровой головкой; 4 - пробка; 5 - сухарь пальца; 6 - пружина; 7 - ограничитель пружины; 8 - пресс-масленка; 9 - продольная рулевая тяга; 10 - рычаг продольной рулевой тяги

Техническое обслуживание

При Т0-1:
— проверить крепление рулевых рычагов, рулевых тяг и сошки;
— смазать через четыре пресс-масленки шарниры рулевых тяг. Необходимо добиваться выхода смазки наружу, чтобы убедиться, что она прошла в соединение. Если смазка не вышла, надо проверить исправность пресс-масленок и заменить неисправные.

Если и при исправной пресс-масленке смазка не проходит, то следует разгрузить шарнир или разобрать соединение и устранить причину непрохождения смазки.

Через ТО-1 выполнить работы, указанные для ТО-1, и дополнительно:
— проверить и, если нужно, подтянуть крепление картера рулевого механизма; проверить состояние шарнирных соединений рулевых тяг;
— проверить люфт рулевого колеса.

При Т0-2:
— подтянуть гайку крепления рулевой сошки и гайки крепления картера рулевого механизма к продольной балке рамы. Перед подтяжкой гаек картера следует отпустить гайки стремянки крепления рулевой колонки;
— проверить состояние головок рулевых тяг, исправность их уплотнений. Если необходимо, расшплинтовать и подтянуть гайки пальцев рулевых тяг;
— проверить крепление рычагов рулевых тяг; проверить и отрегулировать рулевое управление. Через ТО-2 выполнить работы, указанные для ТО-2, и сменить смазку в картере рулевого механизма.

Для слива масла из картера отвертывают пробку сливного отверстия из нижней части картера.

Снятие и разборка рулевого механизма

Для ремонта рулевого механизма необходимо снять его с автомобиля и разобрать.

После разборки и промывания деталей нужно проверить их состояние (износ) и выявить пригодность для дальнейшей работы.

Если у рабочей пары рулевого управления - червяка и ротика помимо значительного износа рабочей поверхности нитки появились раковины, вмятины или отслоение, ее заменяют на новую; при заметном сдвиге шлицев в соединении вала с сошкой, а также в случае смятия конусной поверхности у шарового пальца и сошки их также заменяют новыми.

Рулевой механизм снимают в следующей последовательности.

Отвернуть гайку крепления сошки руля и снять съемником сошку.

Снять хомут.крепления переключателя указателя поворота на рулевой колонке, снять щиток приборов и переключатель указателей поворота вместе с пучком проводов и опустить переключатель на пол кузова.

Отъединить провод сигнала от соединительной муфты.

Снять кнопку сигнала, вынуть контактную чашку кнопки, пружину и седло пружины кнопки.

Отвернуть винты крепления контактной пластины кнопки сигнала, снять контактную пластину вместе с изолятором и проводом и вынуть пружину.

Отвернуть на 2-3 нитки гайку крепления рулевого колеса. Пользуясь съемником, сдвинуть с конуса вала рулевое колесо, а затем снять его.

Снять стремянку крепления рулевой колонки, регулировочные прокладки и резиновую втулку стремянки.

Снять коврик пола, уплотнитель пола и прижимное кольцо уплотнителя рулевой колонки.

Отвернуть болты крепления картера к кронштейну рамы и снять рулевой механизм (вниз под раму).

Разборку рулевого механизма выполняют в следующей последовательности.

Отвернуть пробку сливного отверстия картера и слить масло.

Ослабить затяжку болта зажимного хомута и снять трубу колонки и зажимный хомут.

Отвернуть контргайку регулировочного винта вала сошки и снять стопорную шайбу.

Снять боковую крышку картера вместе с валом сошки и прокладкой.

Вывернуть из боковой крышки регулировочный винт и вынуть вал ссшки.

Осторожно (не повреждая регулировочных прокладок) снять крышку с уплотнительным кольцом, пружиной и опорной шайбой пружины, прокладки, наружное кольцо нижнего подшипника и сепаратор с роликами. Вынуть из картера рулевой вал с червяком в сборе ‘и сепаратор с роликами верхнего подшипника.

Выпрессовать из картера наружное кольцо верхнего подшипника и сальник вала сошки, если требуется его замена.

При наличии большого износа выпрессовать втулку вала сошки из картера.

Если необходимо заменить ролик вала сошки, рассверлить головку оси и выпрессовать ось. После установки нового ролика на место вставить вынутую ось и заварить ее на валу дуговой электросваркой.

Снять с верхнего конца трубы колонки руля пружину, разжимное кольцо и выпрессовать подшипник.

Сборка и установка рулевого механизма

Сборку рулевого механизма выполняют в порядке, обратном разборке. При этом необходимо учитывать следующее.

После установки нового червяка на вал торец вала должен совпадать с торцом выточки в червяке; отклонение не должно превышать 0,25 мм.

Подшипники червяка регулировать бумажными прокладками (толстыми и тонкими), установленными под крышку картера рулевого механизма.

При установке вала рулевой сошки в картер цилиндрическую часть вала и ролик смазать трансмиссионным автомобильным маслом.

В собранном рулевом механизме биение вала рулевого колеса на шейке под шариковый подшипник должно быть не более 2 мм.

Устанавливают рулевую колонку на автомобиль в порядке, обратном снятию. При этом в первую очередь затягивают болты крепления картера рулевого механизма к кронштейну рамы, а затем гайки стремянки крепления колонки руля к кронштейну. Если после затяжки болтов между резиновой подушкой, надетой на трубку колонки, и кронштейном крепления колонки появится зазор, то его устраняют установкой регулировочных прокладок.

Нельзя устранять зазор притягиванием трубы стремянкой. Это вызовет изгиб трубы и рулевого вала и нарушение нормальной работы подшипников.

При смещениях колонки в сторону продолговатые отверстия в кронштейне крепления колонки позволяют закрепить ее в новом положении.

При необходимости допускают распиливание отверстий.

Регулировка рулевого механизма

При правильной регулировке зацепления рабочей пары рулевого механизма люфт рулевого колеса при езде по прямой должен отсутствовать. При повороте рулевого колеса в любую сторону на 45° и более появляется зазор в зацеплении червяка с роликом вала. При дальнейшем вращении рулевого колеса зазор в зацеплении, постепенно увеличиваясь, доходит в крайних положениях ролика до 30° поворота рулевого колеса.

В процессе эксплуатации автомобиля изнашиваются рабочая пара рулевого механизма, подшипники червяка и другие детали рулевого управления.

Вначале появляется повышенный зазор в зацеплении червяка и ролика, а позже - повышенное осевое перемещение червяка.

Появление повышенных зазоров в рулевом механизме вызывает нарушение его регулировки и ведет к потере безопасности движения автомобиля.

Поэтому следует периодически проверять зазор в зацеплении рабочей пары рулевого механизма и осевое перемещение червяка и устранять их регулировкой.

Состояние рулевого механизма считают нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход на ободе рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 40 мм.

Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить х регулировке рулевого управления, необходимо убедиться в плотности затяжки болтов крепления картера рулевого механизма, исправности шарнирных соединений, плотности посадки сошки на валу.

Регулировку начинают с проверки осевого зазора в подшипниках червяка.

Для этого необходимо:
— поставить колеса в положение езды по прямой;
— приложив палец к нижнему торцу ступицы рулевого колеса и трубе колонки, поворачивать рулевое колесо в обе стороны на некоторый угол. При наличии износа подшипников червяка будет ощущаться пальцем осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно трубы.

Если осевое перемещение отсутствует, то регулируют только зацепление рабочей пары рулевого механизма.

Регулировка зацепления рабочей пары рулевого механизма. При появлении зазора в зацеплении рабочей пары его регулируют за счет перемещения вала сошки вдоль оси (не снимая рулевого управления с автомобиля).

Порядок регулировки следующий.

Поставить передние колеса автомобиля в положение движения по прямой.

Отъединить продольную рулевую тягу от рулевой сошки.

Отвернуть контргайку регулировочного винта и снять стопорную шайбу.

Вращать ключом регулировочный винт по часовой стрелке до устранения зазора в зацеплении червяка с роликом.

Надеть стопорную шайбу. Если отверстие в шайбе не совпадает со штифтом, повернуть регулировочный винт так, чтобы отверстие шайбы совпало со штифтом.

Навернуть контргайку на винт. Проверить, покачивая рукой сошку, правильность выполненной регулировки. Перемещение конца рулевой сошки не должно превышать 0,3 мм.

Установить шаровой палец в отверстие сошки, навернуть гайку и зашплинтовать.

Регулировка подшипников червяка. После длительной эксплуатации автомобиля в рулевом механизме появляются зазоры в подшипниках червяка.

Для устранения осевого перемещения червяка нужно снять рулевой механизм с автомобиля и отрегулировать подшипники. Снятие рулевого механизма необходимо для проверки правильности выполненной регулировки и замера величины усилия проворачивания вала с червяком.

Регулировку выполняют уменьшением числа бумажных прокладок, установленных под нижней крышкой картера, в следующей последовательности.

Снять рулевой механизм с автомобиля, как было указано выше.

Слить масло из картера рулевого механизма, разобрать механизм и промыть его детали.

Установить в картер рулевой вал с червяком и подшипниками.

Установить нижнюю крышку картера, предварительно вынув тонкую регулировочную прокладку. Затянуть болты крепления крышки и закрепить на валу рулевое колесо. Проворачивая рулевое колесо, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение, проверить червяк на отсутствие осевого перемещения.

Если люфт не устранен, снять толстую прокладку крышки картера, а тонкую установить на место.

После устранения люфта проверить, пользуясь приспособлением, правильность затяжки подшипников. Усилие, необходимое для проворачивания вала с червяком, приложенное на радиусе 212,5 мм, должно быть в пределах 0,22-0,45 кГ (без установленного вала сошки).

Осевая игра вала в подшипниках при этом должна отсутствовать.

Усилие, необходимое для проворачивания вала с червяком, находящимся в зацеплении с роликом вала сошки (при положении рулевой сошки для движения по прямой), приложенное на радиусе 212,5 мм, должно быть в пределах 0,9-1,4 кГ при проверке без сальников.

В среднем положении ролика (в пределах 45° поворота червяка в ту или другую сторону) зазор в зацеплении должен отсутствовать.

После регулировки подшипников червяка установить в картер вал сошки и боковую крышку и отрегулировать зацепление червяка с роликом.

При правильно отрегулированном зацеплении свободный ход на ободе рулевого колеса (при неподвижных колесах) должен быть в пределах 10-15 мм.

К атегория: - УАЗ

На чтение 5 мин.

Рулевой редуктор - именно этот механизм уже не одно десятилетие помогает водителям поворачивать руль, можно сказать он отец усилителя руля.

Существует в автомобиле механизм, который придумали еще в самом начале автомобилестроения — это . Главное предназначение этого механизма такое же, как у известного всем усилителя руля, а именно, помогать водителю поворачивать руль, компенсируя сопротивление колес. Другими словами, если бы в автомобиле не было этого важного приспособления, при каждом повороте руля, водителю пришлось бы прикладывать довольно немаленькие усилия.

Данный механизм сделан как отдельный агрегат рулевой системы. Состоит он либо из зубчатых колес, либо представлен в форме червячного вала.

Механизм работы и устройство редуктора

Данный текст будет посвящен общему принципу работы редуктора, и разборе данного механизма на конкретном примере, а именно на знаменитой машине «УАЗ 469» или как его еще называют — «буханка».

Начнем с того что, подавляющее большинство редукторов, если не все, сделаны из цельного чугуна и сварены при помощи стали. Использование именно этих материалов дает необходимые параметры жесткости и прочности этому механизма, ввиду специфики его устройства. Под запаянным чугуном находятся довольно простые элементы передачи: зубчатые колеса, валы, подшипники, ремни, шестерни и т.д. Также возможны комплектации, в которых предусмотрено расположение смазывающего элемента внутри механизма. Это позволяет обрабатывать смазкой шестерни и подшипники внутри редуктора «УАЗ Буханка».

Сегодня известно множество различных комплектаций, в которых выполнен рулевой редуктор, однако самой распространенной остается механизм червячного редуктора.

Он входит в комплектацию абсолютно всех современных автомобилей с системой редуктора на руле, в том числе и в УАЗ 469 (буханка). Эти системы предполагают передачу крутящего момента при помощи червячной передачи, состоящей в основном из специального винта-червяка и зубчатого червячного колеса.

Так называемый «червяк» установленный в редукторе «УАЗ 469», сделан в качестве литой детали из прочнейшего сплава. Внешне он выглядит как сердцевина во всем известной мясорубке, говоря же с использованием терминов, резьба на червяке выполнена в трапецеидальной форме. Что же касается червячного колеса, то оно мало чем отличается от обычного зубчатого, но резьба на этом элементе выполнена особенно тщательно и буквально ювелирно подогнана под форму резьбы червяка.

Зубчатые колеса для редукторов такой мощности, как в УАЗ 469 буханка делают из прочных материалов, обычно это либо чугун, который не рвется под большим усилием, либо прочный сплав стали, из них сделан сердечник. Зубья же делают из специальных антифрикционных материалов повышенной прочности. Червячная передача наиболее эффективна в машинах, где предполагаем высокий показатель крутящего момента в сочетании с небольшой угловой скоростью.

Преимущества и недостатки рулевого редуктора

К плюсам, которые имеет редуктор автомобиля УАЗ 469 относятся четыре фактора:

  1. Самоторможение;
  2. Высокий коэффициент придаточного отношения, притом, что используются всего две детали;
  3. Довольно небольшой уровень шума, создаваемый при работе механизма;
  4. Плавный ход.

Также существенным преимуществом редуктора червячного типа, если сравнивать его с зубчатым является то, что контакт между звеньями осуществляется по всей длине линии, а не в одной точке, как у зубчатого. Также огромным плюсом является компактность червячного механизма, это притом, что передаточное отношение идентично у обеих систем.

Что касается минусов, то они довольно существенны:

  1. Такой редуктор имеет высокий уровень износа;
  2. Он выделяет большое количество тепла, ввиду большой силы трения деталей;
  3. Механизм довольно часто заедает;
  4. А также вырабатывает сравнительно низкий КПД.

Чтобы механизм меньше заедал и меньше изнашивался, его нужно постоянно регулировать, ухаживать за ним, и необходимы соблюдения всех нюансов при сборке. Однако и в этом случае, полностью избавиться от недостатков не получится, даже если брать во внимание более новую машину «УАЗ патриот».

Нюансы ремонта и износа редуктора

В нашей жизни ничто ни вечно, как бы печально это ни звучало. Любой, даже самый надежный механизм выходит из строя, ломается и хорошо если после этого, подлежит ремонту. Червячный редуктор, установленный на УАЗ буханка или Патриот не исключение.

Самая частая неприятность, с которой сталкиваются владельцы автомобиля с этим рулевым механизмом — это протекание редуктора. Течь он может по двум причинам:

  • Коррозия первичного вала;
  • Протекание сальника.

В обоих случаях главным симптомом «болезни» является потекшее мало, которое можно обнаружить непосредственно под вашим УАЗ 469 буханка. Но сложность ремонта будет разной. В первом случае придется шлифовать вал и провести операцию термонапыления. Вторая проблема решается легче, придется просто поменять прокладки и манжеты на сальнике, старые, можно будет просто выкинуть.

Еще одна проблема в редукторах на УАЗ буханка и Патриот — это ощущение, что руль стал туго проворачиваться. В этом случае придется посетить ближайшее СТО, где вам измеряют уровень прилагаемых усилий при повороте руля, и вынесут вердикт. Собственными руками ремонт лучше не проводить, ведь нужна специальная аппаратура и конечно, знания.

Выводы

Ввиду всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что редуктор на УАЗ 469 и более новой модели «Патриот», довольно надежная вещь и значимость этого механизма продиктована годами эксплуатации. Но, хотя он и заслуживает уважения, есть у системы и минусы, которые обязательно нужно знать и принимать во внимание.

Рулевое управление УАЗ-469 представляет собой рулевой механизм с рулевым колесом и рулевым приводом.
Рулевой механизм. (УАЗ-469 руль ) Картер 1 (рис. 90) рулевого механизма крепится к левому лонжерону рамы тремя болтами 18 из хро­мистой стали. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк 11 и двугребневый ролик 16. Червяк, на­прессованный на пустотелый вал 10, установлен в картере на двух конических роликоподшипниках 8 и 14. Надежность соеди­нения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка рулевого УАЗ-469 .
В постоянном зацеплении с червяком находится двугребне­вый ролик, внутренние кольцевые канавки которого служат ра­бочей поверхностью двухрядного шарикоподшипника, установ­ленного на оси 15, закрепленной в головке вала 17 сошки. Вал сошки вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 2, запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликоподшип­нике 36, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма, хвостовик головки вала входит в паз регулировоч­ного винта 32, ввернутого в боковую крышку 37 картера. Регу­лировочный винт фиксируется стопорной шайбой 34 и штиф­том 35, запрессованным в крышку, и закрывается колпачковой гайкой 33.

Рис. 90. Рулевой механизм УАЗ-469 (руль):
1 - картер рулевого механизма; 2 - втулка; 3 - сальник; 4- сошка: 5 - шайба; 6 - гайка; 7 - сальник; 8 и 14 - подшипники червяка; 9 - пробка; 10 - вал рулевого УАЗ-469 механизма; 11 - червяк; 12 - нижняя крышка картера; 13 - прокладки; 15 - ось ролика; 16 - ролик вала сошки; 17 - вал сошки с роликом н подшипником; 18 - болты креп­ления картера; 19 - шарнир; 20 - стопорное кольцо; 21 - защитная шайба; 22 - пру­жина; 23 - распорная втулка; 24 - подшипники; 25 - провод звукового сигнала; 26 - контактная втулка; 27 - винт; 28 и 29 - пластмассовые втулки; 30 - рулевое колесо; 31 - вол руля; 32 - регулировочный винт; 33 - колпачковая гайка; 34 - стопорная шай­ба; 35 - штифт; 36 - подшипник вала сотки; 37 - боковая крышка картера; 38 - про­кладка; 39 - втулка.


Вал червяка рулевого механизма (уаз 469 руль) соединен с валом управления рулево­го УАЗ-469 шарниром 19 с крестовиной на игольчатых под­шипниках. В вилках подшипники закреплены раскерновкой кромки посадочного отверстия.


Рис. 91. Шарнир тяги рулевой трапеции УАЗ-469:
1 - заглушка; 2 - пружина; 3 - пята; 4 - вкладыш: 5 - нижняя сферическая шайба; 6 - верхняя сферическая шайба; 7 - пружин­ный колпачок; 8 - палец; 9 - шплинт; 10 - гайка; 11 - защитное кольцо: 12 - сухарь; 13 - наконеч­ник; 14 - гайка; 15 - тяга рулевой трапеции.


Вал управления рулевого УАЗ-469 вращается в трубе колонки на двух шариковых подшипниках 24. Осевое перемещение вала компенсируется пружиной 22, установленной между распорной втулкой 23 нижнего подшипника и защитной шайбой 21.
Защитная шайба и распорная втулка верхнего подшипника удерживаются на валу стопорными кольцами 20, установлен­ными в выточках вала.
В верхней части рулевой колонки установлена контактная втулка 26, к которой винтом крепится провод звукового сигна­ла 25. Винт и контактная втулка изолированы от «массы» пласт­массовыми втулками 28 и 29.
Рулевая колонка с помощью стремянки и резиновой втул­ки крепится к распорке щитка передка и панели приборов.
к.с. рулевое уаз 469, руль.

Рулевой привод УАЗ-469

Рулевой привод УАЗ-469 состоит из сошки, тяги сошки, рычага пово­ротного кулака, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции.
Сошка 4 рулевого привода посажена на конический шлицевый конец вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлиц и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность по­садки достигается затяжкой гайки 6 с усилием 20...28 кгс м.
Тяги трубчатые. Все шарниры рулевых тяг (рис. 91) само­поджимающиеся и герметически уплотнены, что обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.

При появлении зазора в шарнире заверните до упора заглуш­ку 1, а затем отверните ее на 1/2-3/4 оборота и в этом положе­нии снова закерните.
На рис. 92 показано устройство поперечной рулевой тяги ав­томобиля УАЗ-469Б.


Рис. 92. Поперечная рулевая тяга автомобиля УАЗ-469Б:
1 - гайка с левой резьбой; 2 - регулировочный штуцер; 3 - гай­ка с правой резьбой; 4 - наконечник.


Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тягеавтомо­биля УАЗ-469 Б не позволяет производить регулировку схожде­ния колес вращением самой тяги.
Поэтому между правым наконечником и тягой установлен специальный регулировочный штуцер 2 с внутренней правой и наружной левой резьбой, вращением которого производите ре­гулировку схождения колес.
На автомобиле УАЗ-469 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбой. Регулировку схождения колес производите вращением самой тяги.
Техническое обслуживание рулевого управления заключа­ется в периодической подтяжке болтов крепления картера руле­вого механизма к раме, проверке крепления пальцев рулевых тяг, крепления сошки, крепления рычага поворотного кулака, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке руле­вого механизма, своевременной смазке шарниров рулевых тяг и доливке масла в картер рулевого механизма.
Периодически проверяйте затяжку стопорных гаек наконеч­ников рулевых тяг и не допускайте появления люфтов в кони­ческих соединениях рычагов и пальцев.
Первую подтяжку крепления картера рулевого управления производите через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем при каждом ТО-2.
При техническом обслуживании автомобиля обращайте вни­мание на состояние крепления подшипников в вилках шарнира рулевого управления:
При появлении стука в рулевой колонке необходимо осла­бить гайки стремянки ее крепления, подтянуть колонку вверх и проверить состояние резиновой втулки. Момент затяжки гаек стремянки должен быть не более 0,2...0,3 кгс м. Если после этого стук не устранится, необходимо снять рулевое колесо и проверить наличие стопорных колец разжимных втулок в канавках вала. На появление стука в колонке влияет также ослаб­ление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое пере­мещение крестовины в подшипниках) произведите дополни­тельную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку производите таким образом, чтобы не допустить смятие ста­кана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.

Регулировка рулевого механизма УАЗ-469

Регулировку рулевого механизма УАЗ-469 производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.


Регулировку затяжки подшипников червяка УАЗ-469 производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:










ках вала. На появление стука в колонке влияет также ослаб­ление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое пере­мещение крестовины в подшипниках) произведите дополни­тельную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскернов-ку производите таким образом, чтобы не допустить смятие ста­кана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Регулировку рулевого механизма производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким обра­зом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю. По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулиров­ки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при из­мерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убе­дитесь в плотности затяжки болтов крепления картера и ис­правности шарнирных соединений привода.
Регулировку затяжки подшипников червяка производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Зажмите рулевой механизм в тиски.
4. Отверните колпачковую гайку 33 и снимите стопорную шайбу 34 с регулировочного винта 32.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 37 картера.
6. Выньте вал 17 сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторож­но снимите прокладку 38.
7. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку 12.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную про­кладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной проклад­ки не следует.

Рулевое управление автомобилей Уаз-3151, Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 травмобезопасное, состоит из рулевого колеса, не регулируемой рулевой колонки с одним или двумя карданными шарнирами, рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевое управление Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.

Рулевой привод состоит из сошки, рулевой тяги сошки, рычага поворотного кулака, поперечной тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Тяги располагаются перед передним мостом и соединяются с сошкой и рычагами сферическими самоподжимными разборными шарнирами с коническими хвостовиками.

Поперечная тяга трапеции автомобилей Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 имеет прогиб в горизонтальной плоскости, поэтому между правым рулевым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого изменяется длина тяги, что позволяет регулировать величину схождения передних колес.

Типы рулевых механизмов рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.

На автомобилях Уаз-3151 и Уаз-31512 могло устанавливаться рулевое управление с двумя типами рулевых механизмов: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, он же червяк-ролик или типа винт-шариковая гайка-сектор, он же винт — шариковая гайка-рейка — сектор. Рулевое управление Уаз-31512 со вторым типом рулевого механизма могло дополнительно оборудоваться руля. На автомобилях Уаз-31514 и Уаз-31519 устанавливался рулевой механизм типа винт — шариковая гайка — сектор с гидроусилителем руля или без него.

Рулевой механизм типа червяк-ролик.

Состоит из картера, в котором на роликовых конических подшипниках установлен глобоидальный червяк, входящий в зацепление с двухгребневым роликом. Ролик вращается на шариковых радиальноупорных подшипниках, установленных на оси, запрессованной в головку вала сошки.

При повороте рулевого вала червяк вращается, и ролик, обкатываясь по нему, поворачивает вал сошки, установленный в картере на роликовом радиальном подшипнике и бронзовой втулке. Регулировка механизма производится винтом в торце вала сошки. Каталожный номер рулевого механизма: 469-3400014-11.

Рулевой механизм типа винт-шариковая гайка-сектор.

Состоит из алюминиевого картера, в котором на радиально-упорных подшипниках установлен винт. Винт охватывает шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку, а снаружи - реечные зубья. Между гайкой и винтом размещены шарики. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и гайка перемещается вдоль винта. Зубьями рейки поворачивается вал-сектор, установленный в картере на двух цилиндрических роликовых подшипниках без сепаратора. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка.

Регулировка зацепления рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Винт с шариковой гайкой и шариками подобраны друг к другу и при необходимости заменяются только в сборе. Каталожный номер рулевого механизма, для Уаз-3151 и Уаз-31512: 3151-3400013, для Уаз-31514 и Уаз-31519: 3151-3400014.

Проверка состояния рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
Для рулевого механизма типа глобоидальный червяк с двухгребневым роликом.

Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов при усилии на динамометре 7.35 Н (0.75 кгс), что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.

Для рулевого механизма типа винт-шариковая гайка-сектор.

Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой, среднее положение гайки-рейки, не превышает 10 градусов, что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше 40 миллиметров.

Прежде всего необходимо убедиться в том, что увеличение свободного хода не вызвано износом шарниров рулевых тяг и карданных шарниров, люфтом подшипников передних колес, а также ослаблением гайки сошки, гаек пальцев шарниров, клиньев карданного вала и других крепежных деталей. Для этого проверяют затяжку гаек и болтов рулевого управления, и при необходимости их подтягивают. Гайки шаровых шарниров рулевых тяг и карданного вала рулевого управления должны быть зашплинтованы.

При вращении рулевого колеса не должно быть люфтов в шаровых шарнирах тяг. Аналогично проверяются люфты в карданных шарнирах рулевого вала. Если после устранения вышеуказанных люфтов свободный ход руля все равно превышает допустимые нормы, то необходима регулировка самого рулевого механизма.

Масла и смазки для рулевого управления Уаз без гидроусилителя руля.

Рулевые механизмы без гидроусилителя руля смазываются маслом SAE 75W90 по API GL-4, GL-5, заливаемым в их картер. Для рулевого механизма типа червяк-ролик 0.25 литра, для винт-шариковая гайка-сектор: 0.5 литра. Шарниры рулевых тяг, рулевые наконечники, смазываются пластичной смазкой Литол-24 до выходя свежей смазки из под уплотнений.

Страница 3 из 3

Регулировка рулевого механизма УАЗ-469

Регулировку рулевого механизма УАЗ-469 производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.


Регулировку затяжки подшипников червяка УАЗ-469 производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:

2. Слейте масло из картера.








ках вала. На появление стука в колонке влияет также ослаб­ление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое пере­мещение крестовины в подшипниках) произведите дополни­тельную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскернов-ку производите таким образом, чтобы не допустить смятие ста­кана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Регулировку рулевого механизма производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким обра­зом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю. По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулиров­ки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при из­мерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убе­дитесь в плотности затяжки болтов крепления картера и ис­правности шарнирных соединений привода.
Регулировку затяжки подшипников червяка производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Зажмите рулевой механизм в тиски.
4. Отверните колпачковую гайку 33 и снимите стопорную шайбу 34 с регулировочного винта 32.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 37 картера.
6. Выньте вал 17 сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторож­но снимите прокладку 38.
7. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку 12.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную про­кладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной проклад­ки не следует.

Рис. 93. Проверка затяжки подшипников червяка с по­мощью динамометра.