Сроки возврата (зачета) излишне взысканных сумм налогов. Изменения в процедуре уточнения платежа

В 2019 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете переплаты по налогу и как правильно заполнять этот документ.

Бланки заявлений, используемых для осуществления зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, утверждены приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ . Ими должны пользоваться и физические, и юридические лица. Но с 2019 года в приказ ФНС были внесены небольшие изменения, о которых необходимо помнить.

Когда понадобятся новые формы

Согласно статье 78 НК РФ , налогоплательщики, у которых образовалась переплата, могут по-разному распорядиться излишне уплаченными суммами:

  • зачесть их как будущие платежи;
  • погасить недоимку по иным обязательным выплатам;
  • сократить или полностью закрыть задолженность по пеням и штрафам за правонарушения;
  • потребовать возврат средств.

Эти правила распространяются на все введенные в РФ сборы и налоги, в том числе госпошлину (с некоторыми особенностями, перечисленными в статье 333.40 НК РФ ), НДС, авансовые платежи. Однако надо понимать, что налоговая служба не станет возвращать или производить зачет излишне уплаченной суммы в счет будущих платежей до тех пор, пока не будут погашены задолженности.

Образец заявления на зачет излишне уплаченного налога

Если налогоплательщик решил перераспределить свои деньги, ему необходимо написать заявление о зачете налога. Бланк этого документа представлен в приказе ФНС от приложение № 9. Скачать его можно внизу страницы.

Как заполнить такой документ

Допустим, ООО «Колосок» подало декларацию по транспортному налогу за 2018 год, но при его уплате допустило ошибку, заплатив на 3112 рублей больше. Организация обращается в межрайонную ИФНС, просит зачет переплаты по налогам; заявление пишет,чтобы ей зачли переплаченную сумму в счет предстоящих платежей по налогу на имущество организаций. Рассмотрим пошагово заполнение такого документа.

Шаг 1. Традиционно в самом верху следует указать ИНН и КПП. Идентификационный номер у ИП состоит из 12 цифр, поэтому свободных клеточек оставаться не должно. Организации вписывают в соответствующие поля только 10 цифр, в оставшиеся две ставят прочерки. Когда заполняется строка, предназначенная для КПП, заявители должны действовать также: есть цифры — вписать их, нет — поставить прочерки.

Шаг 2. Прописываем номер обращения. Здесь проставляют то число, сколько раз в текущем году они обращались за зачетом. Не забываем про прочерки, если количество вписываемых цифр меньше, чем клеток.

Шаг 3. Вписываем код налогового органа, куда будет отправляться обращение. Это должна быть инспекция ФНС по месту учета ИП или организации. В консолидированной группе налогоплательщиков о зачете переплаты по налогу на прибыль должен просить ответственный участник этой группы.

Шаг 4. Прописываем полное наименование организации-заявителя, например, общество с ограниченной ответственностью «Колосок». Оставшиеся клеточки заполняем прочерками. Ни одна из них остаться пустой не должна. При заполнении этого поля индивидуальным предпринимателем ему необходимо указать фамилию, имя и отчество, если оно имеется. Кроме того, следует указать статус заявителя, в качестве кого он обращается, в соответствии с указаниями:

  • налогоплательщик - код "1";
  • плательщик сбора - код "2";
  • плательщик страховых взносов - код "3";
  • налоговый агент - код "4".

Шаг 5. Указываем статью НК РФ, на основании которой можно произвести зачет. Она будет зависеть от того, по какому платежу образовалась переплата. ФНС оставила 5 клеточек для указания конкретной статьи. Если какие-то из них не нужны, необходимо поставить прочерки. Вот какие могут быть варианты заполнения этого поля:

  • — для зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора, страховых взносов, пеней, штрафа;
  • — для возврата излишне взысканных сумм;
  • — для возмещения НДС;
  • — для возврата переплаты по акцизу;
  • — для возврата или зачета государственной пошлины.

Шаг 6. Записываем, по чему именно образовалась переплата - налогу, сбору, страховым взносам, пеням, штрафам.

Шаг 7. Заявитель уточняет, за какой период образовалась переплата. Разработчики предоставили для указания кода 10 знакомест, из которых две точки. Первые два из них могут быть заполнены одним из следующих вариантов:

  • МС — месячный;
  • КВ — квартальный;
  • ПЛ — полугодовой;
  • ГД — годовой.

Конкретные значения будут зависеть от предусмотренного законодательством отчетного периода для того платежа, по которому планируется осуществить зачет.

В 4-м и 5-м знакоместах отчетный период уточняется:

  • если для платежа утвержден месячный расчетный период, то в предусмотренных графах вписывают числовое значение месяца (от 01 до 12);
  • если квартальный — указывают значение квартала (от 01 до 04);
  • для платежей с полугодовым отчетным периодом вводятся значения 01 или 02, в зависимости от полугодия;
  • для годового сбора предусмотрены нулевые значения, то есть в обеих клеточках надо проставить «0».

Последние четыре знакоместа предназначены для указания конкретного года, например 2019.

Вместо буквенно-цифровых комбинаций может быть записана и конкретная дата, например 25.01.2019. Такая запись допускается, если законодательство предусматривает конкретную дату уплаты сбора или предоставления декларации.

Примеры заполнения расчетного периода: «МС.02.2019», «КВ.03.2019», «ПЛ.01.2019», «ГД.00.2019», «04.05.2019».

Шаг 8. Вписываем код по ОКТМО. Если вы его не знаете или забыли, можно позвонить в ИФНС по месту учета либо на сайте nalog.ru узнать нужный код по наименованию муниципального образования.

Шаг 9. Безошибочно вводим КБК для уплаты соответствующего платежа, используя Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н. Узнать код можно также с помощью сайта ФНС либо посмотреть его на ранее заполненном платежном поручении.

Шаг 10. Уточняем, в какую ИФНС были перечислены лишние средства.

Шаг 11. На первом листе остается заполнить, на каком количестве листов подается заявление и сколько приложено листов подтверждающих документов, а также указать данные о самом заявителе. Мы рекомендуем оставить эти два небольших раздела на потом.

Продолжим заполнение на втором листе. В самом первом поле, где требуется указать фамилию, имя и отчество, ставим прочерки. Ниже указываем, что надо сделать с переплатой, — погасить задолженность или оставить средства в счет предстоящих платежей.

Шаг 12. Записываем конкретную сумму, которую заявитель хочет зачесть. Она указывается цифрами, без текстовой расшифровки.

Шаг 13. Заполняем период для того платежа, по которому планируется осуществить зачет. В нашем случае налог на имущество организаций ежеквартальный, поэтому вписываем тот квартал, в счет которого должна пойти переплата.

Шаг 14. Вновь записываем код ОКТМО. Как правило, он дублируется.

Шаг 15. Уточняем КБК для перечисления средств, в счет которого пойдет лишняя сумма. У нас он отличается от прошлого КБК, поскольку налоги разные. Если переплата пойдет в счет будущих платежей по одному и тому же сбору, то КБК совпадают. Исключение в случае, если ранее были изменены коды по решению Минфина. Напомним также, что зачет может осуществляться по определенным правилам: они должны относиться к одному виду: федеральным, региональным или местным. Зачесть федеральную часть налога на прибыль в счет предстоящих платежей торгового сбора, например, нельзя.

Шаг 16. Код ИФНС, которая принимает поступления, как правило, дублируется.

Шаг 17. Поскольку больше никаких переплат нет, в нашем примере следующие строки не заполняются. Там можно поставить пробелы. Также организации и ИП не заполняют третий лист. Он предназначен для физических лиц, не зарегистрированные в качестве ИП, которые не указали ИНН.

Шаг 18. Возвращаемся к первому листу и вписываем количество страниц и приложений. В предусмотренных полях заявители указывают соответствующие данные.

Шаг 19. Последняя часть заявления не должна вызвать проблем при заполнении. Здесь необходимо уточнить, кто и когда подает обращение, а также указать контактный номер телефона. Правая часть остается незаполненной: она предназначена для отметок инспекторов ФНС.

Как вернуть деньги

Если предприниматель (компания) решил вернуть сумму переплаты, ему надо воспользоваться другой формой из приказа ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, предложенной в приложении № 8. В нем содержится бланк для возврата лишней суммы.

Правила заполнения этого документа примерно такие же. Поэтому детально рассматривать их не будем, а приведем пример заполненного документа. Допустим, ООО «Колосок» переплатило НДС за первый квартал 2019 года на сумму 15 732 рубля и теперь хочет вернуть ее. Вот как будет выглядеть обращение руководителя ООО.

Когда и как подавать обращение

Согласно статье 78 НК РФ , обращаться за зачетом и возвратом можно в течение 3 лет с даты уплаты сбора. Доставить документы можно тремя способами:

  • лично;
  • по почте ценным письмом с описью;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.

Получив такое заявление, налоговый орган решает, удовлетворить его или нет. О своем решении служба уведомляет предпринимателя в течение 10 дней со дня получения обращения. Как правило, если инициатива исходит от организации или ИП, в ФНС делают сверку расчетов. Если же переплату обнаружит сам проверяющий, то от сверки могут отказаться. От обязанности подать заявление предприниматель не освобождается.

Отдельным вопросам, касающимся сроков обращения за возвратом излишне взысканных сумм налогов, а также изменениям в процедуре уточнения платежа посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

  • Какой срок установлен для подачи заявления о возврате излишне взысканной суммы налога?
  • Решение о возврате излишне взысканных сумм принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.
  • До 15 декабря 2017 года за возвратом налогоплательщик мог обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. При пропуске срока подачи заявления налоговый орган принимал решение об отказе в возврате.

    С 15 декабря 2017 года срок обращения в инспекцию составляет три года со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).

  • Тем самым, срок подачи заявления в налоговый орган увеличен до трех лет?
  • Да. Причем трехгодичный срок применим и к тем случаям, когда факт излишнего взыскания имел место до 15 декабря 2017 года, но при условии, что на дату подачи заявления о возврате он не истек.
  • Вместе с тем, новую редакцию пункта 3 статьи 79 НК РФ можно рассматривать как установление досудебного порядка урегулирования спора (подпункт 2 пункта 1 статьи 148 АПК РФ).

  • Что это означает?
  • Судебная практика признавала за налогоплательщиком право напрямую обратиться в суд за возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм. Об этом было сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.
  • В действующей редакции статьи 79 НК РФ положений о сроке обращения в суд нет. Но это не может толковаться как отмена права налогоплательщика на судебную защиту. В этой связи положения письма ФНС от 21.12.2017 № ГД-3-8/8522@ о том, что возврат излишне взысканной суммы через суд не предусмотрен, представляются неточными.

    В настоящее время, прежде чем обратиться в суд, налогоплательщику следует предварительно подать заявление о возврате в инспекцию.

    При соблюдении налогоплательщиком данной досудебной процедуры, у него имеется право обращения в суд с имущественным требованием к инспекции об обязании возвратить сумму излишне взысканного налога.

    В этом случае обязательного досудебного обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканного налога, не требуется.

    Схожая позиция отражена в определении Верховного Суда от 30.01.2015 № 309-КГ14-7949.

  • В такой ситуации каков срок на обращение в суд с требованием о возврате?
  • На принятие решения о возврате налоговому органу отводится 10 рабочих дней.
  • По истечении этого срока возможно обращение в суд. При этом, по моему мнению, срок для обращения в суд за возвратом излишне взысканного налога (требование имущественного характера) исчисляется так же, как при обращении в налоговый орган: три года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Это обстоятельство следует учитывать при определении срока подачи заявления в налоговый орган. То есть, направлять его следует с таким расчетом, чтобы в случае отказа налогового органа в возврате налога (или непринятия налоговым органом решения в установленный срок) успеть обратиться в суд.

  • Как устанавливается тот момент, когда налогоплательщик узнал о переплате?
  • Отсчет срока на подачу заявления о возврате начинается с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты.
  • Вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех обстоятельств, имеющих значение. В частности, причин, из-за которых налогоплательщик допустил переплату налога, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. Об этом напоминалось в постановлении Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08.

    Причем суды не признают в качестве причины изменения начала течения срока на возврат неуведомление налоговым органом налогоплательщика об имеющейся переплате по налогу, который обязан исчислять сам налогоплательщик (определение Верховного суда от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491).

  • Можно ли считать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате, дату получения справки о состоянии расчетов?
  • Подобная справка может являться основанием начала отсчета срока, если только из нее налогоплательщик впервые узнал о наличии переплаты, и ранее переплата не могла быть выявлена другими способами.
  • Если справка получена, но существуют разногласия по сумме переплаты?
  • Налогоплательщик вправе инициировать проведение сверки расчетов. Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ).
  • Сверка может быть завершена с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам, что требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    В такой ситуации лучше подать заявление хотя бы по той сумме, в отношении которой отсутствуют разногласия.

    Если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем налогоплательщик получил от налогового органа решение об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не влекут перерыв течения трехлетнего срока на обращение за возвратом.

  • Может ли являться датой, с которой плательщик узнал о переплате, изменение судебной практики?
  • Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может быть поставлена в зависимость от «внешних» обстоятельств. К ним относится, в том числе, придание изменениям в законодательстве обратной силы, формирование судебной практики в пользу налогоплательщика.
  • Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

  • При каких условиях налоговым органом может быть отказано в проведении зачета излишне взысканной суммы?
  • В зачете (возврате) может быть отказано, если:
    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида. С учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным – в счет региональных, по местным – в счет местных;
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам. Обратим внимание, что налоговый орган вправе зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика;
    • заявление подано в налоговый орган по истечении трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    Указанные основания следуют из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ.

  • Влияет ли на решение налогового органа о зачете излишне взысканной суммы продолжительность срока, который прошел со дня взыскания?
  • Решение о зачете излишне уплаченного налога в счет имеющейся недоимки может быть принято налоговым органом, если со дня излишней уплаты прошло не более трех лет. Это правило закреплено с 31 августа 2018 года пунктом 5 статьи 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 232-ФЗ.
  • При наличии недоимки возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    С учетом пункта 1 статьи 79 НК РФ правила зачета суммы переплаты в погашение недоимки, установленные статьей 78 НК РФ, распространяются на зачет излишне взысканной суммы в счет погашения недоимки.

    Учитывая изложенное, такой зачет возможен, если со дня излишнего взыскания прошло не более трех лет.

  • Чем отличается зачет от процедуры уточнения платежа?
  • Процедура уточнения платежа предусмотрена пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
  • В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    При уточнении платежа налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

    Уточнить можно налог, сбор, пени, штрафы. В части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уточнение платежа не производится, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

  • Что меняется в данной процедуре?
  • С 1 января 2019 года новая редакция пункта 7 статьи 45 НК РФ предоставляет возможность уточнить платеж безотносительно счета казначейства, на который поступили средства. Уточнить платеж на перечисление налога станет возможным, если допущенная при оформлении платежного поручения ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему.
  • Иначе говоря, даже неправильно указанный счет Федерального казначейства может быть уточнен.

  • В отношении каких сумм применяется новый порядок уточнения платежей?
  • Никаких переходных положений Федеральный закон от 29.07.2018 № 232-ФЗ, которым введена поправка, не содержит.
  • Это может толковаться таким образом, что новый порядок уточнения платежей распространяется также на суммы денежных средств, перечисленных в бюджетную систему до 1 января 2019 года.

  • Как уточнить платеж?
  • Будут два способа уточнения.
  • Первый – подача налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета заявления об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой. Форма заявления произвольная. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении должна содержаться просьба уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

    Появляется второй способ – самостоятельное принятие налоговым органом решения об уточнении платежа при обнаружении им ошибки в оформлении поручения.

    Налоговые органы в работе с невыясненными платежами должны руководствоваться порядком, утвержденным приказом ФНС от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@.

    Еще одно обстоятельство – уточнение не производиться, если оно повлечет возникновение недоимки.

  • В течение какого срока можно претендовать на уточнение платежа?
  • В течение трех лет. Подача соответствующего заявления налогоплательщиком или принятие налоговым органом самостоятельного решения об уточнения платежа возможны в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему.
  • Данный срок аналогичен продолжительности срока подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, установленного статьей 78 НК РФ.

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" <1> (далее - Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.

<1> Действует в редакции Приказа ФНС России от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.

В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина России от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета - не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:

  • со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
  • со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, - три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов в случае, если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Документальное оформление процедуры зачета

Оригиналы принятых налоговыми органами решений о зачетах и возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей хранятся в архивном деле соответствующих инспекций ФНС России в течение пяти лет.

Документы, оформляемые при проведении зачета
Наименование документа Форма документа Примечание
Извещение налоговым
органом
налогоплательщика о
факте излишней уплаты
(излишнего взыскания)
Приложение 6 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Может быть передано руководителю
(законному или уполномоченному
представителю) организации или
физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю)
лично под расписку или иным
способом, подтверждающим факт и
дату получения извещения. В случае
если указанные лица уклоняются от
получения извещения, оно
направляется по почте заказным
письмом
Извещение о принятом
решении о зачете
(возврате)
Приложение 7 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Решение налогового
органа о зачете в
пределах одного КБК
Приложение 3 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговым органом в
пределах одного
субъекта РФ
Приложение 4 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговыми органами,
находящимися на
территории различных
субъектов РФ
Приложение 8 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Данная форма также применяется при
осуществлении зачета излишне
уплаченных (взысканных), а также
подлежащих возмещению сумм
налогов, сборов, пеней, штрафов
разными налоговыми органами,
находящимися на территории одного
субъекта РФ <*>
<*> Решение о межрегиональном зачете принимается или самостоятельно налоговым органом по месту учета головной организации, или по заявлению головной организации.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).

Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.

Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее - справка по форме N 39-1).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".

Извещение и справка по форме N 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).

Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.

Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.

Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме N 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.

Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. ст. 176 и 203 НК РФ.

Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.

Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.

А.В.Шепелев

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

  • организация по ошибке перечислила в бюджет лишнюю сумму и планирует ее зачесть;
  • организация по ошибке перечислила в бюджет лишнюю сумму и возвращает переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • налоговая инспекция взыскала с организации лишнюю сумму.

Примечание : Аналогично налогам организация может вернуть или зачесть суммы страховых взносов, пеней и штрафов.


Как узнать о переплате

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если первыми это сделали инспекторы, например, при внутренней проверке, то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (). Форма сообщения утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182 . Датой обнаружения переплаты будет день, когда сотрудник налоговой инспекции выявил излишне уплаченную сумму по конкретному налогу. Эту дату инспекторы должны указать в самом сообщении.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой недоимки засчитать переплату, и сообщить об этом организации.

Зачесть переплату коммерческой организации инспекция вправе без помощи суда. Но самостоятельно инспекторы могут зачесть в счет недоимки только ту переплату, которой не больше трех лет (п. 5 ст. 78 НК). Если инспекция отказала в зачете, организация может поступить двумя способами:

  • попытаться вернуть «старую» переплату через суд;
  • не требовать возврата, а списать переплату как безнадежный долг. То есть включить ее в расходы и уменьшить налогооблагаемую прибыль. Правда, в этом случае свою позицию тоже придется отстаивать в суде. Дело в том, что Минфин не признает налоговую переплату безнадежной дебиторской задолженностью (письмо от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457). Но некоторые суды считают, что деньги, излишне уплаченные в бюджет, являются собственностью налогоплательщика. И при налогообложении прибыли их можно учитывать так же, как просроченную дебиторскую задолженность контрагента. В частности, к такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 28.11.2013 № А40-155004/12-91-681.

Также организация вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Инспекция может предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом.

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Направлять переплату на погашение недоимки по налогам или задолженности по пеням и штрафам другого налогоплательщика нельзя. Такой зачет НК не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Может ли налоговая инспекция засчитывать текущие платежи в счет погашения недоимки, сложившейся по итогам предыдущего отчетного (налогового) периода

Инспекция не вправе самостоятельно изменить назначение платежа и зачесть текущий платеж в счет погашения недоимки за прошедший период. Такой зачет приведет к тому, что у организации возникнет недоимка в отчетном периоде. А у инспекции появится повод начислить штраф не только за прошлый, но и за текущий периоды. Налоговым кодексом такая возможность не предусмотрена.

Самостоятельно зачесть инспекция может только суммы излишне уплаченного налога (п. 5 ст. 78 НК). Под ними понимают превышение суммы, фактически уплаченной в бюджет, над суммой начисленного налога. Основную сумму текущих налоговых платежей инспекция не может направить на погашение недоимки, сложившейся в предыдущих периодах. Правомерность такого вывода подтверждает арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 20.09.2012 по делу № А35-15684/2011 , Восточно-Сибирского округа от 31.08.2006 № А58-7531/05-Ф02-4431/06-С1, Волго-Вятского округа от 17.08.2001 № 1299/200-5К).

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом.

Засчитывать переплату в счет будущих платежей по налогам (сборам, пеням, штрафам) других налогоплательщиков нельзя. Такой зачет Налоговым кодексом не предусмотрен (письмо Минфина от 06.03.2017 № 03-02-08/12572).

Как зачесть переплату после смены ИФНС

Смотря в каком периоде возникла переплата.

При смене адреса налоговая инспекция по старому месту учета организации передает в новую ИФНС ее учетное дело и карточки «Расчеты с бюджетом». В них инспекция отражает сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на дату снятия организации с учета. Если у организации есть недоимка или переплата, новая ИФНС откроет карточки «РСБ» не только с ОКТМО по новому месту учета, но и с ОКТМО по старому адресу. Исключение – федеральные налоги и сборы, страховые взносы, которые в полном объеме зачисляют в доход федерального бюджета. Для них ОКТМО не обязательный признак. Это следует из разделов II, XI порядка, утвержденного приказом ФНС от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9 .

Текущие авансовые платежи

Суммы авансовых платежей налоговая инспекция по новому месту учета зачтет автоматически. Заявление о зачете переплаты не подавайте. Пени при этом не начисляют. Аналогичная позиция – в письмах Минфина от 15.03.2018 № 03-02-07/1/16043, ФНС от 01.08.2012 № ЕД-4-3/12772 .

Например, организация на УСН перечислила авансовый платеж за I квартал по старому ОКТМО, а авансы за полугодие и девять месяцев – по новому. При уплате налога по итогам года налоговая инспекция учтет все авансовые платежи: и те, которые организация заплатила по старому месту учета, и те, которые перечислила по новому.

Переплата за предыдущие налоговые периоды

ИФНС не проведет зачет автоматически. Чтобы зачесть переплату в счет будущих платежей подайте заявление о зачете. Сделайте это заблаговременно, как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. Иначе инспекция может начислить пени.

Но, если не подали заявление на зачет и налоговая инспекция начислила пени, их можно оспорить. Так, судьи считают, что если у организации есть переплата по тому же налогу, то говорить о задолженности нельзя в принципе. Она просто не возникает, поэтому привлечь к ответственности за неуплату налога по статье 122 НК в этом случае нельзя. Такие выводы можно применить и к пеням – нет задолженности, нет и пеней. Главное, чтобы сумма переплаты покрывала размер очередного платежа (п. 20 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182 .

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью. Рекомендуемый электронный формат заявления утвержден приказом ФНС от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478.
В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 НК.

Если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК).

Важно: если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь ее действия соответствуют законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 02.08.2011 № 03-02-07/1-273, от 12.02.2010 № 03-02-07/1-62.


Новые формы заявлений о зачете и возврате налогов и взносов

С 31 марта 2017 г. заявления о возврате и зачете излишне уплаченных налогов, взносов, пеней и штрафов нужно будет подавать по новым формам, утвержденным приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/182@

Новая форма заявления о возврате налогов и страховых взносов состоит из трех страниц (заявление о зачете - из двух страниц). Бланки напоминают машиночитаемую форму декларации: на каждой странице стоит штрих-код; в левом верхнем и обоих нижних углах каждого листа есть черные квадраты; поля для внесения сведений также выглядят как в налоговой отчетности.

Помимо ФИО, ИНН и адреса индивидуального предпринимателя (или обычного гражданина) нужно будет дополнительно указывать паспортные данные. Если заявление подается от имени организации, то указываются ее реквизиты, а также ФИО руководителя юридического лица или представителя налогоплательщика.

Кроме заявления о зачете и возврате приказом утверждены еще 9 форм документов:

  • решение о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
  • решение о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа);
  • сообщение о факте излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

Согласно суммы уплаченного излишне налога, пени, авансового платежа, штрафа и других сборов возможно зачесть в счет будущих платежей по такому или другим налогам, а также применять для погашения недоимки по прочим обязательным отчислениям, штрафам и пеням за налоговые правонарушения. Данные выплаты также можно просто возвратить налогоплательщику.

Налоговая служба обязуется за 10 дней от дня обнаружения налогоплательщика уведомить о всех фактах и сумме лишней уплаты сборов и налогов. В таких случаях проводят иногда совместную сверку расчетов по сборам, налогам, штрафам и пеням.

Чтобы сделать зачет излишне уплаченной суммы налога, как например с , налогоплательщику необходимо подать в налоговый орган заявление на зачет налога. Такое заявление составляют в произвольной форме. Но здесь предлагается скачать бланк заявления о зачете налога, рекомендуемый федеральной налоговой службой ФНС РФ

Заявление налогового зачета примут, когда зачитываемая сумма направлена в тот же бюджет, куда сделана выплата. Время действия обращения о зачете - не больше трех лет от дня уплаты данной суммы.

Необходимо в заявлении указать:

  • ИНН заявителя,
  • сумму уплаченного излишне налога;
  • тип налога, по которому необходимо осуществить зачет.

Кроме заявления на зачет налога, необходимо предоставить платежные документы, которые свидетельствуют об излишней уплате, акт сверки, уточненную декларацию.

По сути дела заявление на зачет налога - это официальное обращение налогоплательщика в налоговую службу Российской Федерации в отношении зачета налога. Заявление на зачет, в отличие от жалобы, не связано с нарушением его законных интересов и прав и не содержит просьбы устранить таковое нарушение, а направлено исключительно на реализацию интересов и прав заявителя или устранение каких-либо недостатков в работе предприятий, организаций, учреждений. 3аявление на зачет налога подается в письменной форме, которые утверждены ФНС РФ и скачать их можно по ссылкам ниже. Порядок их рассмотрения аналогичен тому, как рассматриваются жалобы.

Скачать формы заявлений в формате пдф и эксел

Скачать форму заявления о возврате

суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) согласно приложению N 8 (формат pdf) ;

Примечание : скачать форму КНД 1150058 в формате.xls 111 Кб

Скачать форму заявления о зачете

суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) согласно приложению N 9 (формат pdf) ;

Какие банковские реквизиты нужно указать в заявлении на возврат излишне уплаченного НДФЛ

Заявление на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц должно содержать ряд банковских реквизитов, необходимых для перевода денежных средств получателю. ФНС России в письме от 25.04.16 № БС-3-11/1859@ напомнила эти реквизиты.

Форма заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) любого налога (сбора, пени, штрафа) утверждена приказом ФНС России от 14.02.17 № ММВ-7-8/182@ . В ней предусмотрены поля для отражения сведений о банке получателя платежа. В частности, к ним относятся: наименование банка, БИК, ИНН/КПП и корреспондентский счет банка (кредитной организации). Эти же реквизиты есть и в , которое налоговики будут заполнять для перечисления излишне уплаченной суммы НДФЛ получателю.

Поэтому в ФНС отмечают, что все перечисленные выше реквизиты необходимо в обязательном порядке указать в заявлении на возврат излишне уплаченного налога на доходы физических лиц.

к меню

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме
https://vip.1gl.ru/#...9586/ - Как вернуть или зачесть излишне уплаченные или взысканные суммы (налоги, пени, штрафы)
  • Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения

Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС РФ от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"*(1) (далее – Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.
В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина РФ от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета – не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:
– со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
– со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, – три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов, в случае если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:
– налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
– суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
– решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
– обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
– факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
– факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).
Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.
Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме 39-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее – справка по форме 39-1).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Извещение и справка по форме 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).
Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.
Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.
Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.
Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую – в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом работы с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме 39-1.
После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.
В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую – в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью – в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом работы с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме 39-1.
После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.
В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. 176 и 203 НК РФ.
Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.
Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.
После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:
– подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
– копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.
Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.
Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.
Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.
.......................................
*(1) Действует в редакции Приказа ФНС РФ от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.